Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 08 сентября 2016 г. по делу N 33-1386/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей:
Масенина П.Е., Великановой А.В.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф., с участием представителя военного прокурора Смоленского гарнизона - прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа советника юстиции Гаджиметова ФИО8 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 27 июня 2016 г., которым удовлетворён иск заместителя военного прокурора Смоленского гарнизона в интересах военнослужащей войсковой части N прапорщика Чернетовой ФИО9 к Федеральному казённому учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" (далее - управление) о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., объяснения представителя военного прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Чернетова, проходящая военную службу по контракту в войсковой части N в "адрес", на основании указаний вышестоящего командования и приказа командира указанной воинской части от 12 ноября 2015 г. N с 12 по 20 ноября 2015 г. убыла в командировку в N учебный центр войсковая часть N "адрес" для получения солдат-специалистов.
По прибытии к месту службы Чернетова просила возместить ей суточные расходы в размере 2 700 руб. Однако управлением в удовлетворении просьбы ей отказано ввиду отсутствия лимитов бюджетных обязательств, выделяемых для оплаты расходов, связанных со служебными командировками.
Посчитав, что тем самым были нарушены права Чернетовой, заместитель военного прокурора обратился в суд с иском, в котором просил взыскать в её пользу с управления 2 700 руб.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе руководитель управления, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с пунктом 47 Порядка составления, утверждения и ведения сводной бюджетной сметы Министерства обороны РФ, сводных бюджетных смет (бюджетных смет) учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 20 сентября 2013 г. N 670, составление бюджетных смет учреждений, не имеющих финансовых органов и состоящих на финансовом обеспечении у получателя бюджетных средств, осуществляется на основании распределений лимитов бюджетных обязательств, выделенных получателю средств на финансовый год. В этой связи войсковая часть 33149, зачисленная на финансовое обеспечение в управление и использующая денежные средства на командировочные расходы из федерального бюджета, также является участником бюджетного процесса и обязана соблюдать требования бюджетного законодательства.
Обращает внимание на то, что в соответствии с договором на финансовое обслуживание все выплаты и взыскания указанной воинской части возложены на управление, но часть, в свою очередь, обязана своевременно представлять документы, необходимые для начисления, в том числе командировочных расходов, и информировать исполнителя о потребности в средствах для обеспечения деятельности.
Акцентирует внимание на том, что в соответствии с Инструкцией о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 2 мая 2012 г. N 1055, расходы на служебные командировки осуществляются в пределах выделенных лимитов. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ бюджетные средства, выделенные на бюджетный год, должны быть израсходованы в пределах этого года и согласно требованиями командующего войсками Западного военного округа от 24 мая 2011 г. N 04/1201 направление военнослужащих в служебные командировки при отсутствии лимитов расходов на служебные командировки и лимитов бюджетных обязательств на их оплату запрещено. Таким образом, направление военнослужащих в служебную командировку при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на их оплату означает несоблюдение финансовой дисциплины, а возмещение денежных средств по данным командировкам приведёт к нарушению бюджетного законодательства.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Судом установлено, что во исполнение указаний вышестоящего командования и приказа командира войсковой части N от 12 ноября 2015 г. N Чернетова с 12 по 20 ноября 2015 г. убыла в командировку в N центр войсковая часть N "адрес". По месту командировки продовольственное обеспечение в форме организации питания не осуществлялось.
В этой связи, суд первой инстанции, обоснованно руководствуясь статьёй 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 г. N 43 "О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счёт средств федерального бюджета", а также пунктами 118, 120, 122, 123 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700, пришёл к верному выводу о том, что Чернетова имеет право на возмещение суточных расходов из расчёта 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке, а всего 2 700 руб.
Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии лимитов бюджетных обязательств для оплаты расходов, связанных со служебными командировками, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Законом.
Проживание военнослужащего за счёт личных средств в командировке и нахождение там в связи с выполнением приказа командира или служебного задания без последующей компенсации понесённых затрат действующим законодательством не предусмотрены.
Отсутствие денежных средств для возмещения командировочных расходов не может ограничивать прав Чернетовой, предоставленных законом, в случае, если она вынуждена была в целях выполнения отданного ей командиром приказа нести дополнительные расходы за свой счёт.
При таких данных судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного постановления, а жалоба руководителя управления по изложенным выше основаниям удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 27 июня 2016 г. по иску заместителя военного прокурора Смоленского гарнизона в интересах Чернетовой ФИО9 к Федеральному казённому учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.