Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 11 августа 2016 г. по делу N 33а-1199/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Манохина В.В., Великановой А.В.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф.,
с участием административного истца Брызгалина П.В. и представителя ответчика Гижгиева М.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 30 мая 2016 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Брызгалина ФИО10 об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с установлением ежемесячной надбавки за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы и представителя административного ответчика, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, приказом командира войсковой части N от 12 февраля 2016 г. N 43, с учётом внесённых в него приказом того же должностного лица от 29 апреля 2016 г. N 147 изменений, Брызгалину установлена ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания (далее - надбавка) в размере 25%.
При назначении надбавки командование засчитало в выслугу лет административного истца периоды: с 12 декабря по 26 декабря 1991 г. - срочная служба в Вооружённых Силах Союза ССР, с 14 января 1999 г. по 15 августа 2000 г. - военная служба по контракту в Республике Казахстан после приобретения Брызгалиным 14 января 1999 г. гражданства Российской Федерации, и с 18 октября 2000 г. по настоящее время - военная служба по контракту во внутренних войсках МВД России.
Период прохождения Брызгалиным военной службу в вооружённых силах иностранного государства до приобретения гражданства Российской Федерации с 27 декабря 1991 г. по 13 января 1999 г. в выслугу лет для назначения надбавки не засчитан.
Посчитав свои права нарушенными, Брызгалин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать командира войсковой части N отменить приказы от 12 февраля 2016 г. N 43 и от 29 апреля 2016 г. N 147, зачесть ему в выслугу лет указанный выше период и произвести перерасчёт денежного довольствия и иных выплат.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Брызгалину отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить.
В обоснование жалобы, указывает, что суд принял во внимание отсутствие у него гражданства Российской Федерации в указанный выше период службы в Республике Казахстан, несмотря на то, что подлежащий применению к спорным правоотношениям подпункт "б" пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет (далее - Правила), утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1074, в отличие от пунктов "в" и "д" этой же нормы, указаний о наличии такого гражданства не содержит.
Обращает внимание на то, что его право на надбавку в размере 30% подтверждается справкой из финансовой службы войсковой части 3371 от 25 июня 2015 г., представленной в суд, однако суд не дал этому оценки, но сослался на справку командира воинской части от 25 апреля 2016 г., в которой оспариваемый период прохождения им военной службы отсутствует.
Отмечает, что, используя при рассмотрении настоящего административного дела материалы другого дела, председательствующий указывал секретарю судебного заседания только страницы дела и названия документов, не оглашая их и не предоставив их ему для ознакомления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая Брызгалину в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что в выслугу лет для назначения надбавки засчитывается, в том числе военная служба граждан в иностранном государстве при условии, что они в период этой службы являлись гражданами Российской Федерации.
Однако такой вывод является ошибочным, и гарнизонным военным судом при принятии решения не были учтены следующие обстоятельства.
Из копии послужного списка установлено, что 11 декабря 1991 г. Мичуринским районным военным комиссариатом Карагандинской области Брызгалин призван на действительную военную службу, которую с 12 декабря 1991 г. до 1 июня 1992 г. проходил в войсковой части N в "адрес", а с 1 июня 1992 г. до 1 октября 1993 г. - в войсковой части N Министерства обороны "адрес".
С 1 октября 1993 г. до 8 августа 2000 г. административный истец проходил военную службу по контракту в вооружённых силах "адрес".
Восемнадцатого октября 2000 г. Брызгалин поступил на военную службу по контракту во внутренние войска МВД России.
Согласно копии справки Посольства Российской Федерации в Республике Казахстан 14 января 1999 г. административный истец приобрёл гражданство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:
- подпункт "б" - военная служба в Вооружённых Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединённых Вооружённых Силах государств - участников Содружества Независимых Государств,
- подпункт "д" - военная служба граждан Российской Федерации в вооружённых силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Законом СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" (действовавшим до 1 марта 1993 г.) для всех мужчин - граждан СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, устанавливалась обязанность проходить действительную военную службу в рядах Вооружённых Сил СССР.
Этим же нормативным правовым актом определён срок военной службы для солдат и сержантов Советской Армии, береговых частей и авиации Военно-Морского Флота - 2 года.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает установленным, что 12 декабря 1991 г. Брызгалин в соответствии с законодательством Союза ССР поступил на двухгодичную военную службу по призыву в Вооружённые Силы Союза ССР, однако по объективным причинам: в связи с распадом Союза ССР (декларация Верховного Совета СССР от 26 декабря 1991 г.) продолжил и впоследствии окончил её на территории иностранных государств: Туркменистана и Республики Казахстан, входивших ранее в состав Союза ССР и ставших участниками Содружества Независимых Государств.
Кроме того, Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 39-ФЗ ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве, подписанный в г. Москве 28 марта 1994 г.
Таким образом, с 1 июня 1992 г. до 8 августа 2000 г. Брызгалин проходил военную службу в вооружённых силах иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключён договор о военном сотрудничестве.
Вывод суда первой инстанции о том, что спорный период военной службы не может быть засчитан административному истцу в выслугу лет для назначения надбавки, поскольку он на тот момент не являлся гражданином Российской Федерации, является необоснованным ввиду нижеследующего.
В соответствии со статьёй 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статьёй 12 упомянутого выше международного договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан установлено, что стороны признают действительность присвоенных военнослужащим воинских званий, награждений государственными наградами, документов об образовании, а также гарантируют пенсионное обеспечение, предоставление льгот военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей в соответствии с действующим законодательством Сторон с учётом выслуги лет в Вооружённых Силах бывшего Союза ССР, и последующего прохождения службы в Вооружённых силах Сторон, в том числе и по контракту.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооружённых Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Вопрос сохранения прав и льгот военнослужащих, поступивших (призванных) на военную службу в Союзе ССР и остававшихся на военной службе в вооружённых силах и иных воинских формированиях государств - участников Содружества Независимых Государств, разрешён также Соглашением между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, подписанным 14 февраля 1992 г., в том числе главами Туркменистана и Республики Казахстан.
Нормы названного Соглашения закрепляют сохранение уровня прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, устанавливают для них, в том числе право сохранять гражданство государства - участника Содружества (бывшей республики Союза ССР), которое они имели до поступления (призыва) на военную службу, после увольнения с военной службы принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное место жительства на его территории или избрать другое место жительства.
Таким образом, образовавшиеся государства взяли на себя обязательства по сохранению и обеспечению прав и законных интересов военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, (призванных) на военную службу в Союзе ССР.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком при установлении Брызгалину размера надбавки и судом первой инстанции, отказавшим в удовлетворении его административного искового заявления, необоснованно не учтён период его военной службы в вооружённых силах "адрес" и "адрес" с 27 декабря 1991 г. по 13 января 1999 г.
При таких данных принятое судом решение в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права подлежит отмене, а жалоба административного истца - удовлетворению.
В силу пункта 2 части 1 статьи 227 КАС РФ с целью устранения нарушения прав, свобод и законных интересов Брызгалина судебная коллегия полагает необходимым возложить на командира войсковой части N обязанность внести изменения в приказы от 12 февраля 2016 г. N 43 и от 29 апреля 2016 г. N 147 и установить административному истцу надбавку с 1 января 2016 г. с учётом прохождения им военной службы в вооружённых силах "адрес" и "адрес" с 27 декабря 1991 г. по 13 января 1999 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 308, пунктом 2 статьи 309 и статьями 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 30 мая 2016 г. по административному исковому заявлению Брызгалина ФИО10 в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Брызгалина П.В. удовлетворить.
Признать незаконными действия командира войсковой части 3371, связанные с незачётом в выслугу лет на военной службе период прохождения Брызгалиным П.В. военной службы в вооружённых силах "адрес" и "адрес" с 27 декабря 1991 г. по 13 января 1999 г.
Обязать командира войсковой части 3371 внести изменения в приказы от 12 февраля 2016 г. N 43 и от 29 апреля 2016 г. N 147 и установить Брызгалину П.В. ежемесячную надбавку за выслугу лет с 1 января 2016 г. с учётом прохождения им военной службы в вооружённых силах "адрес" и "адрес" с 27 декабря 1991 г. по 13 января 1999 г.
Председательствующий
Судьи
Подписи
Верно
Председательствующий С.Ю. Тюмин
Секретарь судебного заседания Л.Ф. Урманчеева
16.08.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.