Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 11 августа 2016 г. по делу N 33а-1200/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Манохина В.В., Великановой А.В.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф.,
с участием представителя административного истца Оборина И.Г. и представителей административных ответчиков - командующего войсками Западного военного округа (далее - командующий) Тарасова Р.Е. и руководителя Департамента жилищного Министерства обороны Российской Федерации (далее - департамент) Васильченко С.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя руководителя департамента Васильченко С.Г. на решение 235 гарнизонного военного суда от 4 февраля 2016 г., которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Столярова ФИО16 об оспаривании действий командующего, командира войсковой части N и руководителя департамента, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., объяснения представителей административных ответчиков в обоснование апелляционной жалобы и представителя административного истца, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Столяров, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., решением жилищной комиссии военного комиссариата г. Кашира Московской области от 20 марта 2006 г. с членами семьи: супруга Столярова А.В., дочь Столярова М.А. и сын Столяров А.А. по месту службы был принят на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением. С июля 2007 г. административный истец с названными членами семьи был зарегистрирован по адресу воинской части. С 30 марта 2009 г. он проходил военную службу в распоряжении командующего в связи с организационно-штатными мероприятиями ввиду необеспеченности жилым помещением.
Приказом командующего от 16 сентября 2015 г. N N административный истец уволен с военной службы по основанию, предусмотренному "данные изъяты" Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями), а на основании приказа командира войсковой части N от 30 октября 2015 г. N N исключён из списков личного состава воинской части.
Полагая, что тем самым были нарушены его права, поскольку согласия на увольнение с военной службы до обеспечения жильём он не давал, Столяров обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать командующего и командира войсковой части N отменить приказы, соответственно, от 16 сентября 2015 г. N N и от 30 октября 2015 г. N N, восстановив его на военной службе, а также признать незаконными действия руководителя департамента, связанные со снятием его с членами семьи с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Столярова удовлетворил частично.
Суд возложил на командующего и командира воинской части обязанность отменить названные приказы, а на руководителя департамента - восстановить административного истца в едином реестре военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях (далее - реестр).
В удовлетворении требования о признании незаконными действий руководителя департамента, связанных со снятием Столярова и членов его семьи с учёта нуждающихся в обеспечении жильём, административному истцу отказано ввиду отсутствия сведений о принятии жилищным органом соответствующего решения.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что суд не принял во внимание доводы департамента, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, о том, что законодательство не содержит запрета на исключение уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части без предоставления жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства. Согласно выписке из личного дела в 2001 году Столяров был уволен с военной службы и обеспечен жилым помещением по адресу: "адрес". Об этом свидетельствует отметка в паспорте о регистрации по месту жительства. В ноябре 2004 г. он вновь поступил на военную службу и в 2007 году зарегистрировался по месту прохождения службы: "адрес". В 2012 году брак со Столяровой А.В. был расторгнут, после чего она оформила в собственность указанное выше жилое помещение в г. "адрес". Таким образом, административный истец злоупотребил правом на обеспечение жильём. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в суд не представлено. Что же касается прав членов семьи военнослужащего, то они производны от прав самого военнослужащего.
Ссылаясь на положения статей 7, 51 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), указывает, что в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось бездействие самого административного истца в вопросе предоставления необходимых документов в департамент с целью включения его в реестр.
Обращает внимание на то, что Столяров в иске сослался на сообщение от 12 августа 2015 г., как на доказательство о снятии его с жилищного учёта, что не соответствует действительности, поскольку названный документ представляет собой требование в адрес должностных лиц структурных подразделений ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о представлении докладов о причинах нахождения военнослужащих в распоряжении с целью определения правового статуса и признания нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы, в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования содержит и пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, на который сослался суд первой инстанции.
Судом установлено, что на основании решения жилищной комиссии военного комиссариата г. Кашира Московской области от 20 марта 2006 г. Столяров с членами семьи по месту службы был принят на жилищный учёт, жилым помещением не обеспечивался, с июля 2007 г. зарегистрирован по адресу воинской части и с 30 марта 2009 г. проходил военную службу в распоряжении командующего в связи с организационно-штатными мероприятиями ввиду необеспеченности жильём.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что жилищные данные Столярова, принятого на учёт нуждающихся в жилом помещении в порядке, установленном до введения в действие Инструкции, были переданы в уполномоченный орган Министерства обороны РФ, о чём свидетельствует личная карточка очередника N N, копия которой имеется в материалах дела, однако сведения о нём в реестре отсутствуют.
При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в отношении административного истца уполномоченным органом принималось решение о снятии с жилищного учёта в порядке, предусмотренном статьёй 56 ЖК РФ и пунктом 10 Инструкции, в том числе по основаниям, указанным ответчиком в качестве доводов в возражениях и апелляционной жалобе, в связи с чем они могли бы быть предметом оценки в суде, не представлено.
Вместе с тем судебная коллегия учитывает, что доводы представителя административного ответчика о том, что жилое помещение по адресу: "адрес", предоставлялось Столярову, являются голословными, должным образом не мотивированы и материалами дела не подтверждаются.
Напротив, как следует из копий постановления главы администрации г. "адрес" Московской области от 30 апреля 1993 г. N N, договора передачи квартиры (дома) в собственность граждан от 27 января 1997 г. и выписок из домовой книги в указанном жилом помещении супруга административного истца проживала с дочерью Конопелькиной М.Д. до заключения брака со Столяровым, а последний вселился в неё 24 октября 2001 г. и проживал до 14 июня 2007 г.
Довод жалобы о бездействии административного истца, связанном с непредставлением документов для включения в реестр, не может быть принят во внимание, поскольку обращение Столярова в департамент с заявлением от 8 сентября 2015 г., в ответ на которое жилищным органом ему было предложено представить соответствующие документы, было обусловлено отсутствием сведений о нём в реестре, о чём административному истцу стало известно в связи с увольнением с военной службы.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов гарнизонного военного суда и не содержат новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
Таким образом, поскольку оспариваемые Столяровым действия должностных лиц не соответствовали нормативным правовым актам и нарушили его права, суд первой инстанции в силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ обоснованно возложил на командующего, командира воинской части и руководителя департамента обязанность устранить данные нарушения.
В этой связи судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 308, пунктом 1 статьи 309 и статьёй 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение 235 гарнизонного военного суда от 4 февраля 2016 г. по административному исковому заявлению Столярова ФИО16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Васильченко С.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подписи
Верно
Председательствующий С.Ю. Тюмин
Секретарь судебного заседания Л.Ф. Урманчеева
16.08.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.