Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 25 августа 2016 г. по делу N 33а-1298/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Коронца А.А.,
судей:
Масенина П.Е., Великановой А.В.,
при секретаре Кайдовой Е.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - департамент) Васильченко С.Г. на решение Московского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2016 г., которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего военной прокуратуры "данные изъяты" гарнизона "данные изъяты" Ворожбита ФИО10 об оспаривании действий департамента, связанных с отказом во включении в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, апелляционным определением Московского городского суда от 20 ноября 2014 г. на начальника 1 отдела Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел) возложена обязанность направить в департамент учётно-постановочные документы Ворожбита. Кроме того, 26 октября 2015 г. административный истец во исполнение названного судебного акта и письма заместителя директора департамента от 14 сентября 2015 г. представил в департамент документы для включения в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях (далее - реестр).
Однако 14 декабря 2015 г. врио начальника 1 отдела департамента направил Ворожбиту сообщение о том, что оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении от Министерства обороны РФ не имеется, поскольку на момент увольнения с военной службы он не состоял на учёте нуждающихся в жилье и, кроме того, с 2005 года с членами семьи постоянно зарегистрирован и проживает в жилом помещении общей площадью 88,3 кв. метров по адресу: "адрес", в связи с чем обеспечен жильём по нормам, установленным в г. "адрес".
Посчитав свои права нарушенными, Ворожбит обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение департамента от 14 декабря 2015 г. и обязать жилищный орган повторно рассмотреть вопрос о включении его в реестр с указанием места предоставления жилья - г. "адрес", и даты принятии на учёт - 30 ноября 2005 г.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Ворожбита удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права, поскольку Ворожбит уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста и на учёте нуждающихся в обеспечении жилым помещением в Министерстве обороны РФ не состоит, проживает с семьёй в жилом помещении по указанному выше адресу, предоставленному по линии Министерства обороны РФ, уровень обеспеченности жильём в котором у административного истца и членов его семьи составляет более учётной нормы, установленной в г. "адрес" (8 кв. метров на одного человека).
Со ссылкой на положения статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и подпункт "д" пункта 10 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства отмечает, что право на жилищное обеспечение от Министерства обороны РФ имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, граждане, уволенные с военной службы, состоящие на учёте нуждающихся в жилых помещениях, и военнослужащие, увольняемые с военной службы после 1 января 2005 г., и такое право предоставляется им за счёт государства один раз.
Обращает внимание на то, что упомянутым выше апелляционным определением Ворожбиту отказано в удовлетворении требования о возложении на департамент обязанности восстановить его на жилищном учёте в г. "адрес", поскольку не представлено доказательств подтверждающих, что указанный орган, получив документы отказал административному истцу в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях. Однако суд не дал оценки данному обстоятельству.
Не соглашается с выводом суда о незаконности решения департамента от 14 декабря 2015 г., поскольку данный документ является ответом на обращение Ворожбита от 26 октября 2015 г., направленным ему в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Считает, что суду надлежало применить положения Жилищного кодекса РФ в совокупности с нормами Гражданского кодекса РФ о недопущении злоупотребления правом и возможности отказа в защите принадлежащего гражданину права в случае установления факта такого злоупотребления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил, в том числе из того, что Ворожбит был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением в г. "адрес" с 30 ноября 2005 г.
Однако судебная коллегия находит данный вывод суда преждевременным, поскольку материалы административного дела не содержат доказательств, позволяющих однозначно утверждать, что в 2005 году Ворожбит был принят на жилищный учёт в порядке, установленном на тот период времени пунктом 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80.
В частности, в материалах дела отсутствует решение жилищной комиссии, оформленное в виде протокола и утверждённое командиром, на основании которого Ворожбит подлежал включению в списки очередников на получение жилых помещений.
Не содержится ссылки на данное решение с указанием даты его принятия и в имеющихся в деле копиях решения Одинцовского городского суда от 5 декабря 2008 г. и апелляционного определения Московского городского суда от 20 ноября 2014 г., на которые сослался гарнизонный военный суд.
Вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности принятого судом первой инстанции судебного акта по следующим основаниям.
В силу частей 2, 3 статьи 54 ЖК РФ гражданину может быть отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении при наличии оснований, предусмотренных частью 1 названной статьи. При этом решение об отказе в принятии на учёт должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 54 ЖК РФ. Оно выдаётся или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учёт, и может быть обжаловано им в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 5-7 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), решение о принятии либо об отказе в принятии военнослужащих на учёт нуждающихся в жилых помещениях по результатам рассмотрения заявлений и соответствующих документов, принимает уполномоченный органом. Он же выдаёт военнослужащим или направляет им соответствующие решения не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения, а также ведёт реестр.
Приказом Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 г. N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооружённых Силах РФ" департамент определён в качестве уполномоченного органа Министерства обороны РФ по вопросам реализации в Вооружённых Силах РФ требований постановления и инструкций. Уполномоченный орган осуществляет свои функции, в том числе через специализированные организации Министерства обороны РФ, которые, в свою очередь осуществляют функции по признанию военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктами 3-6, 8 Инструкции.
Таким образом, в силу действующего законодательства по результатам рассмотрения заявления и представленных документов уполномоченный жилищный орган должен принять решение о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении либо об отказе в принятии его на жилищный учёт.
При этом в последнем случае в решении должны быть указаны основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 54 ЖК РФ.
Судом установлено, что во исполнение апелляционного определения Московского городского суда от 20 ноября 2014 г. начальник 1 отдела 7 июля 2015 г. направил в департамент учётное дело Ворожбита, а последний, кроме того, в октябре 2015 г. представил в департамент документы для принятия жилищным органом решения о признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением и включении в реестр.
Однако какого-либо решения по результатам рассмотрения учётного дела административного истца и его заявления, в том числе с указанием оснований для отказа в принятии на жилищный учёт со ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 54 ЖК РФ, которые подлежали бы оценке судом в случае его обжалования, уполномоченным органом принято не было.
Более того, в материалах административного дела отсутствуют какие-либо сведения о том, что уполномоченным органом рассмотрено учётное дело Ворожбита, представленное из 1 отдела, и с учётом содержащихся в нём документов сделан вывод о наличии либо об отсутствии у него права на обеспечение жилым помещением, а довод стороны ответчика о том, что административный истец после увольнения с военной службы не состоял на учёте нуждающихся в обеспечении жильём в Министерстве обороны РФ, надлежащим образом не подтверждён.
Письмо от 14 декабря 2015 г. за подписью одного из должностных лиц департамента носит информационный характер и решением об отказе в принятии на жилищный учёт в силу приведённых выше норм не является.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о необходимости возложения на департамент обязанности повторно рассмотреть вопрос о включении Ворожбита в реестр.
В этой связи решение гарнизонного военного суда по существу является правильным, а доводы жалобы по вышеизложенным основаниям не могут повлечь отмену судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 308, пунктом 1 статьи 309 и статьёй 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2016 г. по административному исковому заявлению Ворожбита ФИО10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Васильченко С.Г.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подписи
Верно
Председательствующий А.А. Коронец
Секретарь судебного заседания Е.С. Кайдова
30.08.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.