Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 25 августа 2016 г. по делу N 33а-1302/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Коронца А.А.,
судей:
Великановой А.В., Масенина П.Е.,
при секретаре Кайдовой Е.С., с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца и представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО) Васильченко ФИО9. на решение Московского гарнизонного военного суда от 28 апреля 2016 г., которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N капитана Петренко ФИО10 об оспаривании действий директора ДЖО, связанных с отказом в признании административного истца и членов его семьи нуждающимися в предоставлении служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е., объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Петренко, проходящий военную службу с 1 августа 1998 г., состоит в распоряжении начальника N Главного центра геопространственной информации войсковой части N, дислоцированной в г. Москве, по адресу которой он зарегистрирован с 11 декабря 2008 г., его супруга - с апреля 2015 г., и их сыновья ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., - с 4 октября 2011 г. и 6 июня 2015 г., соответственно.
С 18 декабря 2014 г. административный истец состоял в списке военнослужащих войсковой части N, признанных нуждающимися в предоставлении служебных жилых помещений в г. Москве, с составом семьи из 3-х человек.
После рождения в мае 2015 г. второго ребенка административный истец 16 декабря того же года обратился в ДЖО с заявлением об изменении состава семьи, на которое ему сообщено, что ответ по вопросу признания его нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения отправлен письмом N от 5 марта 2015 г., где со ссылкой на ст.ст. 69 и 99 Жилищного кодекса РФ указано об отсутствии оснований для нахождения его в списках на предоставление служебных жилых помещений по месту службы в г. Москве.
В качестве обоснования такого решения ДЖО указано на то, что супруга административного истца проживала на условиях социального найма в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", которое в период её проживания в нём приватизировано её родителями, в связи с чем имела равные права пользования данным жилым помещением наравне с другими проживающими в нём лицами.
Полагая свои права нарушенными, Петренко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ директора ДЖО в признании его с членами семьи нуждающимися в предоставлении жилого помещения и обязать указанное должностное лицо признать его с членами семьи нуждающимися в предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы с момента подачи заявления, то есть с 18 декабря 2014 г.
Кроме того, административный истец просил взыскать в его пользу с ДЖО судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Петренко удовлетворил частично, признав незаконными действия ДЖО, связанные с отказом во включении административного истца и его двух сыновей в списки нуждающихся в служебных жилых помещениях, обязав директора ДЖО отменить это решение в отношении указанных лиц и повторно рассмотреть вопрос об их включении в эти списки с 18 декабря 2014 г.
Суд также взыскал с ДЖО в пользу административного истца судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 300 рублей.
В остальной части заявленных требований судом Петренко отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с принятым судебным постановлением в части, касающейся отказа во включении его супруги в списки нуждающихся в служебных жилых помещениях, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления в указанной части.
Приведя положения Конституции РФ о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что снятие его супруги с регистрационного учета по адресу проживания её родителей является намеренным ухудшением своих жилищных условий.
В апелляционной жалобе представитель ДЖО, выражая несогласие с принятым судебным постановлением в части, касающейся удовлетворения административного искового заявления о включении административного истца и его детей в списки нуждающихся в служебных жилых помещениях, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в указанной части.
Полагает, что суд первой инстанции не дал должной оценки тому обстоятельству, что дети административного истца, как и его супруга, были постоянно зарегистрированы по адресу проживания её родителей и имели равные с ними права пользования этим жилым помещением.
При таких обстоятельствах, приведя положения ст. 53 ЖК РФ, считает невозможным признание административного истца и членов его семьи нуждающимися в предоставлении служебного жилого помещения ранее пятилетнего срока с даты снятия супруги административного истца и их детей с регистрационного учета по адресу проживания её родителей.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу положений пунктов 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) жилые помещения предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей.
Военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
В соответствии с пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путём внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Согласно статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-2 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что Петренко, как необеспеченный служебным жилым помещением по месту военной службы, с декабря 2008 года постоянно зарегистрирован по адресу воинской части, где проходит военную службу.
Вместе с ним по тому же адресу зарегистрированы его супруга и их сыновья ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., - с апреля 2015 г., с октября 2011 года и с июня 2015 года, соответственно.
С 20 сентября 2015 года административный истец с семьей временно проживает по договору найма в жилом помещении по адресу: "адрес".
По данным ДЖО на 1 июня 2015 г. административный истец с 18 декабря 2014 г. включен в список военнослужащих войсковой части N на предоставление служебных жилых помещений в г. Москве, с составом семьи из 3-х человек.
Дети административного истца, родившиеся ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, фактически с рождения постоянно зарегистрированы по адресу воинской части, где их отец проходит военную службу.
Сведений об их вселении в качестве членов семьи в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", и их регистрации по данному адресу материалы дела не содержат.
Не представлены такие сведения и в суд апелляционной инстанции.
В связи с чем довод представителя ДЖО о том, что дети административного истца были постоянно зарегистрированы по вышеуказанному адресу и имели право пользования этим жилым помещением наравне с нанимателем, является голословным.
При таких обстоятельствах, действия ДЖО МО РФ, связанные с отказом во включении Петренко и его детей в списки нуждающихся в служебных жилых помещениях, являются неправомерными, нарушающими права истца, о чем правильно указал суд первой инстанции, в связи с чем правомерно обязал директора ДЖО МО РФ отменить решение от 05 марта 2015 года N об отказе во включении административного истца и его детей в списки нуждающихся в служебных жилых помещениях и повторно рассмотреть вопрос об их включении в указанные списки с даты подачи заявления - 18 декабря 2014 года.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления о включении супруги административного истца в списки нуждающихся в служебном жилом помещении, гарнизонный военный суд правильно исходил из того обстоятельства, что до 2015 года она проживала на условиях социального найма в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", которое в 2007 году, то есть в период её проживания в нём, было приватизировано её родителями, следовательно, она имела равные права пользования данным жилым помещением наравне с ними.
Согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жильё, предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте.
Таким образом, действующее жилищное законодательство связывает вопрос о предоставлении служебного жилого помещения с наличием в данном или близлежащем населённом пункте у военнослужащего иного жилого помещения, находящегося в собственности, пользовании или владении.
При этом, жилищные правоотношения, исходя из требований статьи 10 Жилищного кодекса РФ, возникают из оснований, предусмотренных названным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 10 ГК РФ не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку гражданские правоотношения предполагают добросовестность реализации своих прав и разумность действий участников этих отношений.
Согласно пункту 2 этой же статьи в случае установления того факта, что лицо злоупотребило своим правом, суд может отказать в защите принадлежащего ему права.
Принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судебная коллегия приходит к выводу, что исходя из анализа норм жилищного и гражданского законодательства в их совокупности и взаимосвязи, положение о добросовестности участников жилищных правоотношений также является основой этих отношений и предполагается изначально.
Правильно установив вышеизложенные обстоятельства и с учетом приведенных норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии основания для включения супруги административного истца в списки нуждающихся в служебном жилом помещении, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления в указанной части.
При таких данных решение гарнизонного военного суда является по существу правильным, в связи с чем апелляционные жалобы административного истца и представителя ДЖО удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 308, пунктом 1 статьи 309 и статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 28 апреля 2016 г. по административному исковому заявлению Петренко ФИО13 оставить без изменения, а апелляционные жалобы административного истца и представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Васильченко С.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Подписи
Верно
Председательствующий А.А. Коронец
Секретарь судебного заседания Е.С. Кайдова
30.08.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.