Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 01 сентября 2016 г. по делу N 33а-1328/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО7,
судей:
ФИО8
при секретаре ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФИО4 на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 15 июня 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление прапорщика ФИО1 об оспаривании действий заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - управление), связанных с расчётом субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, заключивший контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года и состоящий на жилищном учёте (состав семьи 4 человека), проходит военную службу в распоряжении воинского должностного лица и подлежит увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно уведомлению заместителя начальника управления от 13 апреля 2016 года N, направленному в адрес административного истца, последнему уменьшен норматив общей площади жилого помещения в целях расчёта жилищной субсидии на 29,4 кв.м. (72-29,4=42,96 кв.м.), которая выплачена в последующем в размере 4218347 рублей 20 копеек. Основанием к этому явилось снятие ФИО1 и его двоих детей в феврале 2015 года с регистрационного учёта в квартире общей площадью 49 кв.м., нанимателями которой являются родители истца.
Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 в судебном порядке оспорил упомянутые действия заместителя начальника управления и просил обязать управление принять решение о доплате жилищной субсидии в сумме 2911236 рублей 80 копеек.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении искового заявления.
В обоснование этого, анализируя действующее законодательство и приводя обстоятельства, установленные судом, указывает, что ФИО1 признан нуждающимся в жилье в связи с тем, что проживая в квартире родителей, он был обеспечен общей площадью менее учётной нормы.
Обращает внимание, что истец с членами семьи подлежал обеспечению жилищной субсидией без учёта родителей и сдачи жилого помещения, в котором он состоял на регистрационном учёте, а поэтому управлением принято законное решение, направленное на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного жилья.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что ФИО1 в собственности и по договору социального найма жилых помещений не имеет, обладал правом пользования квартирой родителей, в которой был обеспечен общей площадью менее учётной нормы, а снятие с регистрационного учёта в этой квартире было вызвано его переводом к новому месту службы в войсковую часть N.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции находит такой вывод суда основанным на неправильном применении норм материального права.
Право на жилищную субсидию установлено п. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), согласно которым государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Утверждение порядка расчета жилищной субсидии в силу п. 16 ст. 15 Закона возложено на Правительство РФ, которое во исполнение этих предписаний постановлением от 03 февраля 2014 года N 76 утвердило Правила.
Согласно п. 3 и 4 Правил установленный норматив общей площади жилого помещения при расчете размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Содержание названной правовой нормы указывает на то, что при расчете размера жилищной субсидии учёту, наряду с другими, подлежат действия военнослужащего за последние 5 лет, в результате которых уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или произошло отчуждение жилого помещения.
По делу установлено, что административный истец и его двое детей до февраля 2015 года состояли на регистрационном учёте и проживали в качестве членов семьи нанимателя в квартире родителей ФИО1, которую те получили по ордеру в ноябре 1997 года. Всего в квартире в качестве членов семьи было зарегистрировано 5 человек, в связи с чем приходящаяся на каждого из них доля жилого помещения составляла 9,8 кв. м., а на истца и его детей 29,4 кв.м.
С 17 февраля 2015 года истец и его дети зарегистрировались по адресу воинской части, в распоряжение командира которой ФИО1 был зачислен в декабре 2011 года.
Следовательно, истец, будучи обеспеченным до февраля 2015 года жилым помещением по договору социального найма менее учетной нормы, поставил вопрос об улучшении жилищных условий с предоставлением еще одного жилого помещения, а после прекратил право пользования квартирой родителей по собственному усмотрению.
При таких данных выделение ФИО1 жилищной субсидии из расчета 72 кв.м. на семью из четырёх человек без учёта доли жилого помещения, в котором он вместе с детьми проживал по договору социального в качестве члена семьи нанимателя до прекращения права пользования этим объектом недвижимости, как правильно указывается в апелляционной жалобе, приведет к сверхнормативному обеспечению его жильем.
Из изложенного следует, что административный истец вправе претендовать на получение жилищной субсидии исходя из норматива общей площади жилого помещения 42,96 кв.м. (72-29,4=42,96 кв.м.), в связи с чем вывод суда о неправомерности действий заместителя начальника управления основан на неправильном применении норм материального права, а поэтому решение суда подлежит отмене.
Не соглашается суд апелляционной инстанции и с утверждением гарнизонного военного суда о том, что снятие ФИО1 в 2015 году с регистрационного учёта носило вынужденный характер, поскольку его зачисление в распоряжение состоялось в декабре 2011 года, а согласно п. 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, для регистрации по месту жительства.
Руководствуясь ст. 308-309, 310-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 15 июня 2016 года по административному исковому заявлению ФИО1 в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять новое решение.
В удовлетворении административного иска ФИО1 - отказать.
Подписи
Верно
Председательствующий ФИО7
Секретарь судебного заседания ФИО5
06.09.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.