Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 01 сентября 2016 г. по делу N 33а-1344/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО8,
судей:
ФИО9
при секретаре ФИО6, с участием представителя административного истца ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отдел) ФИО5 на решение Московского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника отдела, связанных с отказом в восстановлении на жилищном учёте.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как следует из решения суда и материалов дела, решением начальника управления от 21 марта 2013 года N ФИО1 отказано в предоставлении двухкомнатной квартиры в городе Балашихе Московской области и он был снят с жилищного учёта. Уполномоченным органом было установлено, что истец до 2010 года являлся собственником трёхкомнатной квартиры в городе Брянске общей площадью 68,3 кв.м., которую подарил матери. Он же до 2010 года имел в собственности 0,26 доли жилого дома общей площадью 62,6 кв.м., расположенного в том же населённом пункте.
Приказом Министра обороны РФ от 11 ноября 2013 года N ФИО1 по достижении предельного возраста уволен с военной службы и приказом командующего военно-транспортной авиацией от 12 декабря 2013 года N исключен из списков личного состава воинской части с 21 января 2014 года.
Решением Бежицкого районного суда города Брянска от 26 февраля 2014 года заключенный истцом с матерью в 2010 году договор дарения трёхкомнатной квартиры в городе Брянске признан недействительным и покупателем по договору купли-продажи этого жилого помещения от 06 февраля 1998 года признана мать ФИО1.
09 декабря 2015 года административный истец обратился к начальнику отдела с заявлением, в котором просил отменить вышеуказанное решение от 21 марта 2013 года и восстановить его на жилищном учёте, в чём, по мнению ФИО1, ему было отказано письменным сообщением этого должностного лица от 28 декабря 2015 года.
Полагая, что этим сообщением нарушены его права, ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ начальника отдела отменить решение от 21 марта 2013 года и восстановить его на жилищном учёте.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, выражая несогласие с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить и принять новое, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В обоснование этого указывает, что оспоренное решение получено ФИО1 16 июня 2014 года, в установленный срок он его не обжаловал, а в настоящее время пропустил процессуальный срок обращения в суд.
Обращает внимание на то, что в мае 2014 года истец направлял копию решения районного суда в адрес отдела, зная о принятом начальником отдела 21 марта 2013 года решении.
На момент принятия этого решения начальником отдела пятилетний срок с момента ухудшения истцом своих жилищных условий не истёк, а в 2005 году, когда ФИО1 был признан нуждающимся в жилье, он, являясь собственником жилья, оснований к этому не имел и скрыл эти обстоятельства при обращении в уполномоченный орган.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя административное исковое заявление и признавая действия начальника отдела, связанные с принятием решения об отказе в восстановлении истца на жилищном учёте незаконными, гарнизонный военный суд, сославшись на решение Бежицкого районного суда города Брянска от 26 февраля 2014 года, указал, что ФИО1 право собственности на трёхкомнатную квартиру не приобретал, а наличие в собственности 0,26 доли жилого дома общей площадью 62,6 кв.м., расположенного в том же населённом пункте, не свидетельствует об утрате оснований для нахождения на жилищном учёте, поскольку приходящаяся на него и членов его семьи общая площадь менее учётной нормы.
С такой позицией суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
На основании ч. 3, 5 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
По результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, принимается решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.
В соответствии с абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Согласно п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 N 1280 (далее - Инструкция), признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом.
Приказом Министра обороны РФ от 03 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ" определено, что уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, в том числе через ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
Специализированные организации Министерства обороны РФ принимают заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации, признают их нуждающимися в жилых помещениях, снимают с жилищного учёта, принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность.
Согласно п. 5, 6 Инструкции решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях выдает военнослужащим или направляет по указанным ими адресам решения согласно рекомендуемому образцу, указанному в приложении N 3 к настоящей Инструкции.
Из материалов дела усматривается, что 09 декабря 2015 года ФИО1 обратился к начальнику отдела с заявлением, в котором просил отменить ранее вынесенное решение от 21 марта 2013 года и восстановить его на жилищном учёте.
Однако решения, установленного Инструкцией, по результатам рассмотрения заявления административного истца, начальником отдела принято не было, поскольку в адрес ФИО1 было лишь направлено сообщение об отсутствии оснований для пересмотра решения от 21 марта 2013 года, что не отвечает требованиям вышепривёденных норм права.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований считать, что начальником отдела 28 декабря 2015 года было принято решение об отказе в восстановлении истца на жилищном учёте, так как направленный ФИО1 уполномоченным органом письменный ответ на его заявление, каких-либо правовых последствий, за исключением информационного содержания, не несёт.
Кроме того неверным является и решение суда в части возложения на начальника отдела обязанности восстановить истца на жилищном учёте с 28 октября 2005 года. (абз. 2 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции считает необходимым обжалуемое решение суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального и процессуального права отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
При этом принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и отсутствие соответствующего решения уполномоченного органа по заявлению истца, окружной военный суд полагает возможным возложить на начальника отдела обязанность рассмотреть заявление ФИО1.
Руководствуясь ст. 308-309, 310-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2016 года по административному исковому заявлению ФИО1 в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального и процессуального права отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска ФИО1 - отказать.
Обязать начальника 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ рассмотреть заявление административного истца от 09 декабря 2015 года и принять по нему решение в установленном действующим законодательством порядке.
Верно
Подписи
Председательствующий ФИО8
Секретарь судебного заседания ФИО6
06.09.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.