Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 08 сентября 2016 г. по делу N 33а-1417/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей:
Великановой А.В., Масенина П.Е.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Брянского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Военной комендатуры (гарнизона, 2 разряда) (г. Брянск) ефрейтора Можелева ФИО9 об оспаривании действий руководителя ФКУ "Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" (далее - УФО), связанных с отказом в возмещении административному истцу командировочных расходов.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Можелев, проходящий военную службу в Военной комендатуре (гарнизона, 2 разряда), дислоцирующейся в "адрес", в соответствии с приказом военного коменданта указанной военной комендатуры, изданного на основании телеграммы начальника регионального управления военной полиции (по Западному военному округу) от 21 октября 2015 г. N, участвовал в период с 27 октября по 29 ноября 2015 г. в сборах со специалистами военной полиции в рамках интенсивной общевойсковой подготовки на базе N окружного учебного центра в "адрес".
Во время сборов военнослужащий был обеспечен питанием и проживанием, кроме того, ему были выданы воинские перевозочные документы к месту их проведения и обратно.
По возвращении административный истец составил авансовый отчёт на возмещение ему суточных расходов по 100 рублей за 32 дня нахождения в месте проведения сборов и по 300 рублей за два дня следования к месту их проведения и обратно, а всего в размере 3800 рублей.
Однако в декабре 2015 года УФО данный отчёт возвратило без реализации, поскольку расценило его пребывание в учебном центре как форму временного прохождения им военной службы.
Полагая, что его права нарушены, Можелев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил взыскать с УФО в его пользу суточные расходы за период с 27 октября по 29 ноября 2015 г. в размере 3800 руб.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе административный ответчик, не соглашаясь с судебным решением, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на подпункт "е" пункта 125 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700 (далее - Порядок), указал, что нахождение Можелева в учебном центре являлось формой временного прохождения им военной службы, в связи с чем суточные ему не положены.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд, ссылаясь на пункты 118 и 122 Порядка, пункт 2 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий (далее - Инструкция о планировании служебных командировок), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 мая 2012 г. N 1055, исходил из того, что Можелев с 27 октября по 29 ноября 2015 г. находился в служебной командировке.
Однако такие выводы суда являются ошибочными.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Данный вопрос регламентирован, в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 43 "О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета", а размеры возмещаемых военнослужащим суточных расходов, связанных со служебными командировками, определены пунктами 118 и 122 Порядка.
Понятие служебной командировки содержится в Инструкции о планировании служебных командировок, согласно пункту 2 которой под служебной командировкой понимается направление военнослужащего (лица гражданского персонала) по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (организации, подразделения), в которой военнослужащий (лицо гражданского персонала) проходит военную службу (работает).
Перечень поездок военнослужащих, которые не являются командировками, изложен в пункте 125 Порядка, согласно подпунктам "е" и "з" которого не считаются командировками поездки военнослужащих временно направленным в установленном порядке в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, а также направленным в составе подразделений, привлекаемым к участию в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части.
В силу п. 84 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (далее - Руководство), утвержденного приказом Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. N 30, направление солдат, матросов, сержантов и старшин для обучения (на курсах, сборах и т.д.) считается служебными командировками.
Вместе с тем, согласно п. 85 и 86 этого Руководства такая командировка оформляется приказом командира воинской части (по строевой части), в котором указываются ее цели и срок.
Временное пребывание в воинской части прибывших в командировку солдат, матросов, сержантов и старшин должно быть оформлено приказом по воинской части, они записываются в книгу временно убывшего и временно прибывшего в воинскую часть личного состава.
Пунктом 2 Инструкции по организации направления военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в служебные командировки на территории Российской Федерации (далее - Инструкция по организации направления военнослужащих в служебные командировки), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2014 г. N 988, определено, какие именно должностные лица должны принимать решения по организации служебных командировок в отношении подчиненных им военнослужащих.
Кроме того, в силу подп. "м", "н" п. 5 этой Инструкции командировками считаются, в том числе направление военнослужащих на обучение на курсы (в учебные (спортивные) центры, для прохождения сборов) системы повышения квалификации и переподготовки кадров, а также направление военнослужащих, не принадлежащих к составу воинских частей (подразделений), выведенных в учебные центры, учебные воинские части военных образовательных организаций, на полигоны и запасные аэродромы, маневры, учения (игры), командированных в эти воинские части (подразделения) для проверки, инспектирования, оказания помощи в организации боевой подготовки и бытового обеспечения личного состава либо командированных в воинские части (подразделения), выведенные на маневры и учения (игры), для участия в них.
Анализ изложенных правовых норм позволяет прийти к выводу, что при разрешении вопроса о том, находился ли военнослужащий в служебной командировке, юридически значимыми являются такие обстоятельства, как направление его по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения конкретного служебного задания вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой он продолжает проходить военную службу, а не временное прохождение им военной службы в другой воинской части.
При этом выдача ему командировочного удостоверения не может повлечь возникновение у него тех или иных прав, в том числе на возмещение командировочных расходов, и изменить существо реально имевших место правоотношений.
Административный истец же, как следует из материалов дела, во исполнение указаний начальника регионального управления военной полиции (по Западному военному округу) от 21 октября 2015 г. N и на основании приказа военного коменданта от 27 октября 2015 г. N участвовал в период с 27 октября по 29 ноября 2015 г. в сборах со специалистами военной полиции в рамках интенсивной общевойсковой подготовки на базе N окружного учебного центра в "адрес".
При этом, вопреки требованиям Инструкции по организации направления военнослужащих в служебные командировки, какого-либо решения по организации именно служебной командировки в отношении административного истца соответствующим должностным лицом не принималось.
Несмотря на то, что подготовка Можелева в период с 27 октября по 29 ноября 2015 г. проходила в рамках его обучения, однако производилась она не на курсах системы повышения квалификации, не в составе воинской части, выведенной в учебный центр, где, будучи прикомандированным в неё, он бы осуществлял проверку, инспектирование, оказывал помощь в организации боевой подготовки и бытового обеспечения личного состава либо участвовал в маневрах или учениях в составе этой воинской части, опять же будучи прикомандированным в неё, что в силу приведенных положений Инструкции позволило бы считать данную поездку служебной командировкой.
Кроме того, вопреки вышеприведенным требованиям Руководства, приказ об убытии в командировку приказом командира воинской части (по строевой части) не оформлялся.
Сведений о том, что временное пребывание административного истца, прибывшего в N окружной учебный центр в "адрес", было оформлено приказом по воинской части, он был записан в книгу временно убывшего и временно прибывшего в воинскую часть личного состава, материалы дела также не содержат.
Таким образом, временное прохождение Можелевым военной службы в другой воинской части в период с 27 октября по 29 ноября 2015 г. нельзя признать служебной командировкой, следовательно, правом на возмещение ему суточных расходов он не обладает.
При таких данных решение гарнизонного военного суда в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Брянского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2016 г. по административному исковому заявлению Можелева ФИО9 в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Можелеву ФИО9. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.