Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 05 мая 2016 г. по делу N 33а-632/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н.,
судей: Манохина В.В., Великановой А.В.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф., с участием административного истца Аншакова С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Солнечногорского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления (далее - заявление) военнослужащего 4 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты" Аншакова ФИО8 об оспаривании действий (бездействия) начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - 1 отдел), связанных с невыдачей решения о предоставлении в собственность распределенного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Балабанова Н.Н., объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, 8 октября 2015 года Аншакову на семью из 5-ти человек распределено жилое помещение в виде четырехкомнатной квартиры общей площадью 96,3 кв.м. в городе "адрес", о чем в его адрес направлено извещение от указанной даты N N.
Согласившись с предоставлением указанного жилого помещения, Аншаков представил в 1 отдел необходимые документы, а также нотариально заверенное обязательство о сдаче занимаемого им и членами его семьи служебного жилого помещения в двухмесячный срок со дня регистрации по адресу предоставленного жилого помещения.
Однако, уведомлением от 14 января 2016 года начальник 1 отдела приостановил принятие решения о предоставлении Аншакову распределенного жилого помещения на том основании, что истцом не представлена справка о сдаче занимаемого служебного жилого помещения (далее - справка) и оригиналы паспортов всех членов семьи с отметкой о снятии с регистрационного учета по месту жительства.
Полагая свои права нарушенными, Аншаков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника 1 отдела, связанные с направлением ему уведомления с требованием представить справку и оригиналы паспортов.
Аншаков также просил обязать указанное должностное лицо отменить решение, изложенное в уведомлении, и выдать решение о предоставлении ему и членам его семьи в собственность распределенного жилого помещения, без представления справки и оригиналов паспортов.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы указывает, что суд, по его мнению, неправильно применил норму материального права, предусмотренную абз. 1 пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
По мнению истца, данная норма не может быть применена к спорным правоотношениям, так как он не меняет место жительства, а жилое помещение по избранному месту жительства предоставляется ему в соответствии с абз. 3 пункта 1 статьи 15 указанного Закона в связи с увольнением с военной службы.
Аншаков также полагает, что суд неправильно истолковал пункт 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция).
В этой связи ссылается на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2011 года N ВКГПИ11-69, согласно которому в данном пункте идет речь не о порядке сдачи жилого помещения, а о случаях, при которых с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи занимаемых ими жилых помещений. Эти случаи, по мнению административного истца, не относятся к спорным правоотношениям.
Аншаков считает, что данное судом толкование пункта 18 Инструкции нарушает его права, так как означает требование о выселении его с членами семьи из занимаемого жилого помещения до фактического предоставления другого жилого помещения. Он полагает, что это противоречит статье 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введение в силу Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Ссылается на то, что судом не был исследован договор о предоставлении служебного жилого помещения, заключенный им в соответствии с Положением об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена федеральная служба, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487 (далее - Положение).
Приводит пункт 5 Положения, в котором определены условия расторжения жилищного договора и порядок освобождения предоставленного служебного жилого помещения.
При этом отмечает, что согласно данному пункту Положения он и члены его семьи обязаны освободить и сдать занимаемое служебное жилое помещение в трехмесячный срок после обеспечения их жилым помещением для постоянного проживания, поэтому находит требование ответчика о сдаче указанного помещения до обеспечения постоянным жильем не основанным на нормах материального права.
В заключение жалобы считает необоснованным вывод суда о том, что нотариально заверенное обязательство всех членов его семьи освободить занимаемое служебное жилое помещение после вселения в предоставленное жилое помещение не может свидетельствовать о принятии мер к освобождению служебного жилья.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу положений пунктов 1 и 14 статьи 15, а также пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) реализация права на обеспечение жильем военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилого помещения для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого помещения при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по новому месту военной службы или избранному при увольнении с военной службы постоянному месту жительства.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Обязанность сдачи ранее предоставленного жилья вытекает и из пункта 5 статьи 15 Закона, в соответствии с которым в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что необходимым условием предоставления военнослужащему жилого помещения, как по месту прохождения военной службы, так и по избранному при увольнении с военной службы месту жительства, является сдача ранее предоставленного ему и членами его семьи жилого помещения, которое подлежит заселению другими военнослужащими и членами их семей.
Установленная нормативными актами процедура предоставления жилых помещений в собственность бесплатно военнослужащим - гражданам Российской Федерации, заключившим первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, регламентируется следующими нормами права.
Так, в силу пунктов 1 и 4 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (далее - Правила), предоставление жилых помещений в собственность осуществляется на основании решений, которые принимаются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Выписки из указанных решений выдаются (направляются) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) и (или) членам их семей.
Во исполнение данных Правил приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 1850 был утвержден Порядок принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства (далее - Порядок), действовавший до 29 апреля 2016 года и, следовательно, применявшийся во время возникновения спорных правоотношений.
Пунктом 7 Порядка было установлено, что справку о сдаче жилого помещения, указанную в пункте 17 вышеупомянутой Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, военнослужащие представляют в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) при получении выписки из решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно.
Аналогичная процедура получения выписки из решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно установлена и действующим в настоящее время Порядком организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 января 2016 года N 20.
Приведенные правовые нормы, вопреки доводам автора апелляционной жалобы, позволяют сделать вывод, что законодатель возлагает на военнослужащего обязанность сдать выделенное ему в связи с прохождением военной службы жилое помещение, в том числе и служебное, до получения им другого жилого помещения. При этом документы о сдаче ранее предоставленного жилого помещения и снятии с регистрационного учета представляются в жилищный орган при получении выписки из решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, а не после ее получения, как на этом настаивает административный истец.
Поскольку по настоящему делу судом достоверно установлено, что занимаемое служебное жилое помещение не было в установленном порядке освобождено и Аншаков с членами его семьи не снялись с регистрационного учета по адресу указанного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия начальника 1 отдела, связанные с направлением ему уведомления с требованием представить справку о сдаче занимаемого служебного жилого помещения и оригиналы паспортов всех членов семьи с отметкой о снятии с регистрационного учета по месту жительства, действующему законодательству не противоречат, поэтому обоснованно отказал в удовлетворении требований административного истца.
Ссылка автора жалобы на нотариально заверенное обязательство об освобождении занимаемого служебного жилого помещения в течение 2-х месяцев после вселения в предоставленное жилое помещение является несостоятельной, поскольку действующее законодательство такого порядка предоставления жилых помещений не предусматривает.
Не ставит под сомнение обоснованность обжалуемого решения суда и ссылка в жалобе на пункт 5 вышеупомянутого Положения.
В соответствии с данным пунктом жилищный договор расторгается в случаях: досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более; обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Жилищный договор может быть расторгнут по соглашению сторон. В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.
Однако, приведенная норма Положения, вопреки мнению автора жалобы, не означает, что Аншаков вправе не освобождать служебное жилье в течение 3-х месяцев после предоставления ему другого жилого помещения в собственность бесплатно, поскольку это норма относится к случаям, когда жилищный договор расторгается по соглашению сторон, а также при досрочном увольнении, за исключением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, или уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
В противном случае данная норма Положения вступает в противоречие с приведенными нормами Закона.
Что касается жилищного договора, заключенного Аншаковым с Министерством обороны в лице командира войсковой части N при предоставлении ему в 2001 году служебного жилого помещения, на который он ссылается в своей жалобе, и одним из условий которого является обязанность истца освободить служебное жилое помещение в трехмесячный срок, то, как следует из содержания этого договора, данное условие не относится к правоотношениям, связанным с обеспечением Аншакова жилым помещением, предназначенным для постоянного проживания. Кроме того, права и обязанности не могут возникать из договоров, противоречащих закону.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается в апелляционной жалобе ее автор, по вышеизложенным причинам не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Солнечногорского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2016 года по административному исковому заявлению Аншакова ФИО8 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий по делу Н.Н. Балабанов
Секретарь судебного заседания Л.Ф. Урманчеева
10.05.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.