Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 23 июня 2016 г. по делу N 33а-905/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО7,
судей:
ФИО8 ФИО6,
при секретаре ФИО5, с участием административного истца и представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по "адрес" ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по "адрес" подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по "адрес", связанных с его увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, доводы представителя должностного лица, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в связи с организационно-штатными мероприятиями приказом начальника ГУ МЧС РФ по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение этого же начальника. Решением жилищной комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N, с составом семьи из 5 человек, ФИО1 принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания по месту прохождения военной службы в "адрес". При этом ДД.ММ.ГГГГ ему на основании договора найма служебного жилого помещения предоставлена служебная двухкомнатная квартира по адресу: "адрес", общей площадью 58,3 кв.м.
Приказом начальника ГУ МЧС РФ по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 досрочно уволен с военной службы по подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального законна "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями, с оставлением в списках очередников на получение жилой площади для постоянного проживания, а приказом от ДД.ММ.ГГГГ N он с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава управления.
Полагая свои права нарушенными, так как вопреки требованиям ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" он уволен без жилья, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными и недействующими с момента издания приказы начальника ГУ МЧС РФ по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об его увольнении с военной службы и от ДД.ММ.ГГГГ N об его исключении из списков личного состава, в связи с чем просил обязать указанного начальника восстановить его на военной службе и в списках личного состава управления, а также обеспечить его всеми видами полагающегося довольствия с даты исключения из указанных списков.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО1 удовлетворил частично.
Суд признал незаконным приказ начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части даты исключения ФИО1 из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ и обязал указанного начальника внести изменения в приказ в части даты исключения ФИО1 из списков личного состава N на ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить его по ДД.ММ.ГГГГ положенным денежным довольствием.
Кроме того, суд взыскал с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по "адрес" в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении заявления в остальной части суд ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе истец, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить его заявление полностью.
В обоснование жалобы он указывает, что, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что он поступил на военную службу по контракту ДД.ММ.ГГГГ и будучи курсантом военного образовательного учреждения в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежал обеспечению на весь период службы лишь служебным жильем.
Считает, что на него, как военнослужащего, подлежащего увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющего выслугу более 10 лет, должен распространяться иной порядок обеспечения жилым помещением, установленный п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Полагает, что суд необоснованно сослался на ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ, так как он не относится к названной в ней категории, но суд своим решением фактически установилзапрет на выселение его и членов семьи из жилого помещения специализированного жилого фонда "адрес", правом оперативного управления которым обладает Департамент жилищной политики и жилищного фонда "адрес". Однако представитель департамента к участию в административном деле не привлечен, что является основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции.
Кроме того, утверждает, что судом проигнорирован п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", в соответствии с которым если военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы, не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилого помещения, суд отказывает в удовлетворении таких требований, поскольку указанные лица в соответствии с законом не могут быть уволены с военной службы.
Ссылаясь на абз. 14 п. 1 ст. 15, абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Положение), отмечает, что при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.
В заключение автор жалобы указывает, что судом не принято во внимание, что в связи с увольнением с военной службы основания пользования служебной квартирой отпали и в соответствии с условиями договора найма служебного жилого помещения он обязан его освободить, а иного помещения, пригодного для проживания не имеется, так как жилищной комиссией ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" решение о предоставлении квартиры в собственность или по договору социального найма не принималось.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Вопреки утверждению в жалобе, судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Согласно подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ и подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 приведенного Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно материалам дела ФИО1 поступил на военную службу по контракту в 1997 году, будучи курсантом военного образовательного учреждения, в связи с чем в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь период службы подлежит обеспечению только служебным жильем. Приказом начальника ГУ МЧС РФ по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 досрочно уволен с военной службы по подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального законна "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями, с оставлением в списках очередников на получение жилой площади, а приказом от ДД.ММ.ГГГГ N он с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава управления.
Из материалов дела также усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была предоставлена служебная двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 58,3 кв.м., в которой он совместно с членами своей семьи проживает по настоящее время.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что гарантированный ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" запрет на увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащего, имеющего выслугу более 10 лет, на административного истца не распространяется, поскольку в соответствии с приведенными выше положениями ст. 103 Жилищного кодекса РФ он, как состоящий на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в ГУ МЧС РФ по "адрес", не подлежит выселению из предоставленного в связи с прохождением военной службы служебного жилого помещения до снятия в уставленном порядке с жилищного учета в этом управлении.
При таких обстоятельствах, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что действиями начальника ГУ МЧС РФ по "адрес", связанными с увольнением истца с военной службы без предварительного обеспечения жилым помещением для постоянного проживания каких-либо прав ФИО1 нарушено не было, в связи с чем суд правильно признан оспоренные приказы должностного лица об увольнении с военной службы и исключении его из списков личного состава управления, с учетом переноса даты исключения, правомерными
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным причинам не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления
Руководствуясь ст. 308-309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Подписи
Верно:
Председательствующий ФИО7
Секретарь судебного заседания ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.