Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Емелиной И.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, Правительству Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" (далее - ООО "ПензаМолИнвест", общество) обратилось в Пензенский областной суд с требованием к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области), Правительству Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, принадлежащих ему на праве собственности 5 земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, расположенных относительно ориентира по адресу: "адрес"; N, N, расположенных относительно ориентира по адресу: "адрес"; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
В обосновании заявленных требований общество сослалось на то, что кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика, что, в свою очередь, влечет нарушение прав общества как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости.
Просит суд установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: N в размере рыночной стоимости - "данные изъяты" руб., N - "данные изъяты" руб., N - "данные изъяты" руб., N - "данные изъяты" руб., N - "данные изъяты" руб. по состоянию на 01января 2011г.
Впоследствии, в связи с проведенной по делу судебной оценочной экспертизой, представитель административного истца Колокольцева М.А. (доверенность от 30 марта 2016 г.) заявленные требования уточнила и просила установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 г. с кадастровыми номерами: N - "данные изъяты" руб., N - "данные изъяты" руб., N - "данные изъяты" руб., N - "данные изъяты" руб., N - "данные изъяты" руб., определенной на основании проведенной по делу судебной экспертизы.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области, как орган кадастрового учета, на который возложена обязанность по внесению сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Колокольцева М.А. заявленные требования (с учетом уточнений) поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Пензенской области по доверенности - Серикова В.В., Правительства Пензенской области по доверенности - Савельева Е.В. разрешение заявленных требований оставили на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области по доверенности -Медушенкова А.А., глава администрации Новопятинского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области - Банников В.А. глава администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области - Суслова Л.В. разрешение заявленных требований также оставили на усмотрение суда.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе, путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ПензаМолИнвест" на основании договоров купли-продажи земельных участков от 24 октября 2013 г.,09 октября 2012 г.,03 мая 2011 г. на праве собственности принадлежат земельные участки в количестве 5 единиц, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для ведения сельскохозяйственного производства:
с кадастровым номером N, общей площадью 777000 кв.м, адрес объекта : "адрес", примерно в 3000 м по направлению на запад от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес";
с кадастровым номером N, общей площадью 1 150000 кв.м, адрес объекта : "адрес", примерно в 2600 м по направлению на запад от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес";
с кадастровым номером N, общей площадью 1969 000 кв.м, адрес объекта : "адрес", примерно в 3900 м по направлению на запад от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес";
с кадастровым номером N, общей площадью1550 000 кв.м, адрес объекта : "адрес", примерно в 7000 м по направлению на юго - запад от ориентира объект нежилой застройки, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес";
с кадастровым номером N, общей площадью1593 000 кв.м, адрес объекта : "адрес", примерно в 6500 м по направлению на юго - запад от ориентира объект нежилой застройки, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" (т. 1 л.д.15,16,17,18,19,20-27, 28-31).
Кадастровая стоимость названных земельных участков определена в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 07 сентября 2012 г. N 645-пП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области" по состоянию на 01 января 2011 г. в размере "данные изъяты" руб., "данные изъяты" руб., "данные изъяты" руб., "данные изъяты" руб., "данные изъяты" руб., соответственно, являлась актуальной на момент обращения ООО "ПензаМолИнвест" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области (далее - Комиссия) (т.1 л.д. 10,11,12,13,14).
Заявление общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поступившее 10 ноября 2015 г. в Комиссию, решением от 03 декабря 2015 г. N отклонено (т.1 л.д.155-158).
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена постановлением Правительства Пензенской области от 07 сентября 2012 г. N 645 - пП по состоянию на 01 января 2011 г. Следовательно, рыночная стоимость земельных участков должна быть определена на ту же дату.
При обращении в суд в обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет от 15июня 2015 г. N, (далее - Отчет) подготовленный оценщиком ООО "Центр независимой экспертизы" ФИО8, согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2011г. составила: с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб., а также положительное экспертное заключение от 18.06.2015 N Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" (т.1 л.д. 60-135, 136-153).
В связи с наличием недостатков Отчета, выразившихся в использовании оценщиком информации об объектах - аналогах из закрытой базы данных, что, в свою очередь, не позволяет проверить используемые сведения в отношении объектов-аналогов, у суда возникли сомнения в обоснованности Отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости спорных земельных участков. Указанное обстоятельство явилось основанием для назначения по делу судебной экспертизы определением суда от 26 июля 2016 г., проведение которой было поручено экспертам АНО "Пензенская лаборатория судебной экспертизы" (т.2 л.д. 156-158).
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 09 сентября 2016 г. N, согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2011 г. составляет: с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб. (т. 2 л.д.180-204).
Суд, проанализировав заключение эксперта, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных участков, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Представитель административного истца ООО "ПензаМолИнвест" Колокольцева М.А. выводы экспертного заключения не оспаривала, на основании результатов экспертизы уточнила требования в порядке статьи 46 КАС РФ и просила установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, а именно: с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб. (т.2 л.д. 210).
Административные ответчики, заинтересованные лица обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной судебной оценочной экспертизы не заявили.
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статьей 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: N, N надлежит установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта от 09 сентября 2016 г. N, т.е. в размере "данные изъяты" соответственно, по состоянию на 01 января 2011 г.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию.
В данном случае административный истец ООО "ПензаМолИнвест" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка 10 ноября 2015 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2015 г.
Доводы представителей Управления Росреестра по Пензенской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области, о том, что указанные органы не являются субъектами спорных правоотношений, следовательно, необоснованно привлечены к участию в деле, судом отклоняются в силу следующего.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р, Приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 и пунктами 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Приказом Росреестра от 01.09.2011 N П/331, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
А потому, Росреестр, несмотря на делегирование части полномочий в сфере государственного кадастра недвижимости ФГБУ "ФКП Росреестра", сохраняет контрольные полномочия за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений и не перестает являться органом кадастрового учета (пункт 1 Положения).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Росреестр в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, на который возложена обязанность по внесению сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах следует констатировать необходимость участия в деле в качестве административного ответчика - Управления Росреестра по Пензенской области и заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области соответственно.
Доводы представителя административного ответчика - Правительства Пензенской области о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в соответствии с действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельного участка не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Доводы глав администраций Большехуторского и Новопятинского сельсоветов Нижнеломовского района Пензенской области, изложенные в письменных отзывах на административный иск, о том, что приравнивание кадастровой стоимости спорных земельных участков к их рыночной стоимости повлечет уменьшение доходов бюджета и дефицит бюджета, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку возможность установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной, прямо предусмотрена законом.
В силу статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административными ответчиками, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО "ПензаМолИнвест" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2011 г. в равном их рыночной стоимости размере:
с кадастровым номером N, общей площадью 777000 кв.м, адрес объекта : "адрес", примерно в 3000 м по направлению на запад от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" - "данные изъяты" рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью 1 150000 кв.м, адрес объекта : "адрес", примерно в 2600 м по направлению на запад от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" - "данные изъяты" рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью 1969 000 кв.м, адрес объекта : "адрес", примерно в 3900 м по направлению на запад от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" - "данные изъяты" рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью1550 000 кв.м, адрес объекта : "адрес", примерно в 7000 м по направлению на юго - запад от ориентира объект нежилой застройки, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" - "данные изъяты" рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью1593 000 кв.м, адрес объекта : "адрес", примерно в 6500 м по направлению на юго - запад от ориентира объект нежилой застройки, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" - "данные изъяты" рублей.
Датой подачи ООО "ПензаМолИнвест" заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 10 ноября 2015 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2016 г.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.