Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Быстрова О.В.,
судей Медведевой Д.С., Фоминова Р.Ю.,
при секретаре Павловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю в лице полномочного представителя Протасевич А.А.
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 июня 2016 года
по иску Величко Ю.В. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконными действий, в восстановлении в очереди на получение жилья,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,
установила:
Величко Ю.В. обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконными действия ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю по снятию его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать незаконным отказ ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю в восстановлении на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, содержащийся в ответе от 02 июля 2015 года N 9/В-194, восстановить его в очереди на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю с 05.05.1996 года. В обосновании поданного иска указано, что истец служил в органах внутренних дел Ставропольского края с 15 ноября 1993 года по 24 февраля 2011 года. Уволен с правом на пенсию, является **** в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел. В 1996 году истец был поставлен на очередь УВД Ставропольского края по предоставлению жилой площади (протокол центральной жилищной комиссии УВД СК N 4 от 05.05.1996 г., очередь 693). В период прохождения службы периодически обращался в жилищно-бытовую комиссию по поводу движения очереди, представлял документы об изменении состава семьи (копию свидетельства о рождении младшего сына), справки из БТИ об отсутствии жилья.
В связи с принятием Федерального закона N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19.07.2011 года, истец в январе 2014 года обратился в ГУ МВД России по Ставропольскому краю с просьбой разъяснить имеет ли он право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения либо на какой-нибудь другой способ улучшения жилищных условий, а также разъяснить порядок реализации данного права. В ответе на обращение от 26.02.2014 года N 9/238/В-32 истцу было сообщено, что в 1996 году он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (протокол N 4 от 05.05.1996 г.), однако в 2002 году, согласно протоколу ЦЖБК ГУВД Ставропольского края от 21 декабря 2002 года N 15 он был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГУВД Ставропольского края в связи с переводом по службе в Грачевский РОВД Ставропольского края, на основании п. 1.10.1. приказа МВД РФ от 05 января 1996 года N 18 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел".
04 июня 2015 года истец обратился в ГУ МВД России по Ставропольскому краю с просьбой восстановить его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет в 1996 году. В ответе ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 02 июля 2015 года N 9/В-194, истцу сообщено, что ГУ МВД России по Ставропольскому краю не имеет правовых оснований для восстановления истца на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также постановки на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Истец Величко Ю.В. считает данный отказ ГУ МВД России по Ставропольскому краю незаконным, поскольку ему не было сообщено о снятии его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГУВД Ставропольского края. Кроме этого, после 21 декабря 2002 года им в жилищно-бытовую комиссию представлялись документы, которые были приняты и помещены в учетное дело.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 июня 2016 года исковые требования Величко Ю.В. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю по снятию Величко Ю.В. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Восстановил Величко Ю.В. в очереди на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю с 05.05.1996 года.
В удовлетворении требования о признании незаконным отказа ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю в восстановлении истца на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, содержащегося в ответе от 02 июля 2015 года N 9/В-194, отказано.
Определением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 29 июля 2016 года исправлена описка, допущенная в решении Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 июня 2016 года по делу по иску Величко Ю.В. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконными действий, восстановлении в очереди на получение жилья.
Судом указано в мотивировочной части решения: "Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Величко Ю.В." вместо " Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Величко Ю.В.".
В апелляционной жалобе ответчик ГУ МВД России по Ставропольскому краю в лице полномочного представителя Протасевич А.А. просит отменить решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 июня 2016 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Свои доводы мотивировал тем, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Судом не учтено, что истец прекратил трудовые правоотношения с ГУ МВД России по СК не в связи с выходом на пенсию, а в связи с переходом на другое место работы, к другому работодателю. По информации отдела МВД России по Грачевскому району Величко Ю.В. по новому месту службы на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не становился, в списках сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не числится. Указывает, что судом не дана оценка письменным доказательствам, представленным ответчиком.
В возражениях на апелляционную жалобу, поступивших в коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда, истец Величко Ю.В. просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 июня 2016 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В судебное заседание явились: Величко Ю.В., полномочный представитель ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю -Протасевич А.А.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ГУ МВД России по Ставропольскому краю, выслушав полномочного представителя ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю -Протасевич А.А., поддержавшего апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, выслушав истца Величко Ю.В., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Удовлетворяя исковые требования Величко Ю.В. в части признания незаконными действия ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю по снятию Величко Ю.В. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении Величко Ю.В. в очереди на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю с 05.05.1996 года, суд первой инстанции исходил из следующего.
С 15 ноября 1993 года по 24 февраля 2011 года Величко Ю.В. служил в органах внутренних дел Ставропольского края.
Истец уволен с правом на пенсию, является инвалидом 2 группы в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел.
В 1996 году истец был поставлен на очередь УВД Ставропольского края по предоставлению жилой площади (протокол центральной жилищной комиссии УВД СК N 4 от 05.05.1996 г., очередь 693).
06.04.1998 истец был переведен на службу в Грачевский РОВД Ставропольского края.
Факт перевода истца на службу в Грачевский РОВД Ставропольского края ответчиком не оспаривался ни в суде первой инстанции, ни при рассмотрении апелляционной жалобы.
В 2002 году, согласно протоколу ЦЖБК ГУВД Ставропольского края от 21 декабря 2002 года N 15 Величко Ю.В. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.1.10.1 приказа МВД России от 05 января 1996 года N 18 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади в органах внутренних дел" в связи с переводом на другую работу.
04 июня 2015 года истец обратился в ГУ МВД России по Ставропольскому краю с просьбой восстановить его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет в 1996 году.
В ответе ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 02 июля 2015 года N 9/В-194, истцу сообщено, что ГУ МВД России по Ставропольскому краю не имеет правовых оснований для восстановления истца на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также постановки на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Применив ст. 33 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, Постановление Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД РФ от 24 мая 2003 года N 345, Федеральный закон от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ" суд пришел к выводу о признании незаконными действия ответчика по снятию истца с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Согласно положениям ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 33 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.
Согласно п. 12 Постановления Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, действующему на момент возникновения спорных правоотношений, для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий должно было подаваться заявление, к которому прилагались: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление должно было быть зарегистрировано в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась по установленной форме. Заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривалось в течение одного месяца со дня его поступления. Такой учет граждан велся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включались граждане, имеющие право на внеочередное и первоочередное получение жилых помещений (п. 15). Принятые на учет граждане включались в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая в том числе, велась по месту постановки лица на учет (п. 16). На каждого гражданина, принятого на такой учет заводилось учетное дело, в котором должны были содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (п. 17). Ежегодно с 01 января по 01 апреля должна была производиться перерегистрация граждан, в ходе которой дополнительно проверялись жилищные условия очередников (п. 19). При этом п. 20 указанного Постановления были предусмотрены случаи снятия с учета граждан с такого учета.
Деятельность главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно- территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России по учету лиц рядового и начальствующего состава, государственных служащих, работников и пенсионеров органов внутренних дел, а также членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и распределению жилых помещений определяется Положением о деятельности органов внутренних дел российской федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД РФ от 24 мая 2003 года N 345 (далее - Положением).
Согласно п. 2 Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения (п. 3 Положения).
На основании п. 4 Положения учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.
Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 7 Положения).
Учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы (п. 8 Положения).
Предоставление жилых помещений обеспечивается сотрудникам органов внутренних дел - после рассмотрения соответствующей комиссией и утверждения протокола начальником органа внутренних дел (п. п. 9, 9.1 Положения).
Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 01 марта 2005 года, сохранил правило о предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, за исключением случаев внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма (ч.ч. 1, 2 ст. 57ЖКРФ).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом МВД России до 01 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма. При этом, согласно данной норме Закона вышеуказанной категории граждан, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренная статьей 4 Закона.
Анализируя обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконными действия ответчика по снятию истца с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании установлен факт постановки истца Величко Ю.В. на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с соблюдением действовавшего, на момент постановки на учет, законодательства.
Решение о снятии Величко Ю.В. с учета принято на основании п. 1.10.1. приказа МВД РФ от 05 января 1996 года N 18 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел", в соответствии с которым запрещается предоставление жилых помещений из жилфонда органов внутренних дел лицам, не связанным с органами трудовыми отношениями.
В действительности же истец Величко Ю.В. не был уволен из органов внутренних дел, а был переведен на службу в Грачевский РОВД Ставропольского края, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для снятия истца с учета.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о нарушении жилищных прав истца Величко Ю.В.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным отказа в восстановлении Величко Ю.В. в очереди сотрудников на получение жилья от 02.17.2015 года N 9/В-194 суд первой инстанции правомерно указал, что данное письмо носит разъяснительный характер и не является документом, порождающим какие-либо права и обязанности и подлежащим оспариванию.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют обстоятельства, установленные судом первой инстанции, оснований для проверки, которых судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Ставропольскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.