Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Гедыгушева М.И.,
при секретаре судебного заседания Новосельцевой И.А.,
с участием представителя административного истца Сарычева И.В. по доверенности Овчаровой О.М.,
представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю Кийковой И.А.,
представителя заинтересованного лица Минераловодского городского округа по доверенности Королева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сарычева ФИО12 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Сарычев ФИО13 обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства - гостиничный комплекс с кадастровым номером 26:24:040417:230, общей площадью 551,6 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Ставропольская, д. 19а, равной его рыночной стоимости в размере 9340 200 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
В обоснование требований истец указал, что он является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости: нежилое здание - Гостиничный комплекс с кадастровым номером 26:24:040417:230, общей площадью 551,6 кв.м., этажность: 2, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Ставропольская, д. 19а.
На вышеуказанный объект зарегистрировано право собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. сделана запись N.
В силу статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Во исполнение абзаца 3 пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации на территории Ставропольского края установлена единая дата начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно Закона Ставропольского края от 05 ноября 2015 г. N 109-кз соответствующей единой датой начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения является 01.01.2016 г.
Таким образом, размер налоговых платежей, подлежащих уплате административным истцом, напрямую зависит от размера кадастровой стоимости.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1382 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2015 г.
На основании вышеуказанного приказа по состоянию на 01.01.2015г. кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 26:24040417:230 составляет 19 895 599,34 рублей.
В целях проверки правомерности размера кадастровой стоимости и определения достоверного размера рыночной стоимости вышеуказанного объекта Сарычев И.В. обратился в специализированную оценочную организацию для подготовки отчета об оценке объекта.
Обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты" был подготовлен Отчет об оценке N от 11.05.2016г.
На вышеуказанный отчет получено положительное экспертное заключение "данные изъяты"" N от 15.06.2016 года
В результате проведенных оценочных работ рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2015 г. установлена в размере 9 340 200 руб.
Анализ статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации отражает зависимость размера налоговых отчислений от размера кадастровой стоимости. Существенное завышение размера кадастровой стоимости влечет установление завышенных налоговых платежей, чем нарушаются права и интересы административного истца.
В указанных условиях у административного истца имеется право на обращение в суд с целью определения кадастровой стоимости в размере рыночной для дальнейшего перерасчета налогового платежа за будущие налоговые периоды.
В судебном заседании представитель административного истца Овчарова О.М., уточнила заявленные требования и просила установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:24:040417:230, общей площадью 551,6 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Ставропольская, д. 19а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 9308 304 рубля 48 копеек.
Представитель ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю Кийкова Е.А., показала, что никаких замечаний, претензий к достоверности судебной экспертизы у них не имеется, в связи, с чем не возражала против удовлетворения заявленных уточненных требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Минераловодского городского округа по доверенности Королев В.В., просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать, указав на недостатки экспертного заключения.
В судебное заседание не явились: представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольского края, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, а также Науменко В.В., Минеева Л.В., Чукавина Л.Г., надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, уведомленных должным образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость объекта капитального строительства устанавливается для целей налогообложения. Для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости проводится государственная кадастровая оценка, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этого лица, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующего сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущем за собой изменение его кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1382 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2015 года.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Сарычеву И.В. на праве собственности принадлежит 1/4 доля в праве общей долевой собственности на нежилое здание - Гостиничный комплекс с кадастровым номером 26:24:040417:230, общей площадью 551,6 кв.м., этажность: 2, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Ставропольская, д. 19а.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость объекта капитального строительства по результатам государственной кадастровой оценки земель, определена на 01 января 2015 года в размере 19895 599 рублей 34 копейки.
10.12.2015 года кадастровая стоимость указанного объекта капитального строительства внесена в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровой справкой от 18.04.2016 года.
По итогам независимой оценки, проведенной "данные изъяты"", на основании отчета N от 11.05.2015 года, рыночная стоимость объекта капитального строительства определена по состоянию на 01.01.2015 года, в размере 9340 200 рублей.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающего требования и возражения лиц, участвующего в деле, а также иных обстоятельств, имеющего значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Каждая сторона в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своего требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующего специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Исходя из приведенных правовых предписаний, суд удовлетворил ходатайство заявителя о проведении судебной оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости объекта капитального строительства.
По заключению судебной экспертизы N от 11 августа 2016 года, выполненной экспертом "данные изъяты"", рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:24:040417:230, общей площадью 551,6 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Ставропольская, д. 19а, установлена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 9308 304 (девять миллионов триста восемь тысяч триста четыре) рубля 48 копеек.
В судебном заседании суда представитель истца пояснила, что согласна с выводами судебной экспертизы.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьёй 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Согласно части 13 статьи 86 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом его результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.
Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющегося в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в его совокупности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении N от 11 августа 2016 года выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости равной 9308 304 рубля 48 копеек.
При этом, согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона "Об оценочной деятельности", п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, суд считает необходимым установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 26:24:040417:230 равной его рыночной стоимость по состоянию на 01.01.2015 года, поскольку указанная дата является датой определения кадастровой стоимости.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
требования Сарычева ФИО14 об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания - гостиничный комплекс с кадастровым номером 26:24:040417:230, общей площадью 551,6 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Ставропольская, д. 19а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 9308 304 (девять миллионов триста восемь тысяч триста четыре) рубля 48 копеек.
Административный иск об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости поступил в суд 21.06.2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.
Судья: М.И. Гедыгушев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.