Судья Хабаровского краевого суда Пилипчук С.В., рассмотрев жалобу защитника ОАО "РЖД" Малышевой А.С. на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае Цицулиной Т.М. N336/2016/13/6 от 10 марта 2016г. и решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 22 июня 2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении ОАО "Российские железные дороги",
установил:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае Цицулиной Т.М. N от 10 марта 2016г. ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 122-128 т.1).
Решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 22 июня 2016г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
Защитник ОАО "РЖД" Малышева А.С. обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит решение судьи районного суда, постановление инспекции труда отменить, указав на их незаконность и необоснованность.
Жалоба рассмотрена в отсутствие законного представителя Общества Зеленько В.Н., потерпевшего ФИО1, должностного лица инспекции труда Цицулиной Т.М., извещенных о дне, месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлявших.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Общества Малышевой А.С., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 ст.5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч.ч.2,3 ст.5.27 и ст.5.27.1 КоАП РФ.
Согласно материалам дела Обществу инкриминировано в вину нарушение требований трудового законодательства, допущенных в отношении работника ФИО1, осуществляющего работу во вредных условиях труда, что явилось основанием для возбуждения в отношении ОАО "РЖД" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и привлечения его к ответственности.
При проверке законности постановления должностного лица инспекции труда, судья первой инстанции пришел к выводу об обоснованности привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности.
Вместе с тем, с выводом должностного лица и судьи районного суда о виновности Общества согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета следующего.
Статьей 57 ТК РФ установлено, что обязательными условиями для включения в трудовой договор являются, в том числе: место работы, трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения договора, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя), гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно ст.91 ТК РФ рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Согласно ст.104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
В силу ст.104 ТК РФ и п.5.3 Правил внутреннего трудового распорядка ОАО для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других работах, где по условиям производства не может быть соблюдена установленная продолжительность рабочего времени устанавливается суммированный учет рабочего времени при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем с учетным периодом один месяц и работе по двух-, четырех- сменным графикам работы с двенадцатичасовой продолжительностью. Продолжительность смен в ночное время не сокращается. Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22-00 часов до 06-00 часов) не допускается.
Трудовым договором от 19.09.2011г. N40 предусмотрены все существенные условия труда с ФИО1, указаны 4-сменный график рабочего времени, продолжительность рабочего времени, продолжительность основного 28 дней и дополнительных отпусков, в том числе за вредность - 7 календарных дней, тарифная ставка, надбавка за работу с вредными условиями труда - 12% (л.д. 120-129 т.2). указанный договор подписан ФИО1
В дополнительном соглашении от 14.05.2015г. к трудовому договору от 19.09.2011г. N40 в пункте 3 разделе 4 трудового договора изложено, что работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени с суммированным учетом рабочего времени, где учетный период - месяц при количестве рабочих часов, не превышающих нормальную продолжительность рабочего времени на учетный период. Также указана продолжительность основного 28 дней и дополнительных отпусков, в том числе за вредность - 7 календарных дней, тарифная ставка, надбавка за работу с вредными условиями труда - 12% (л.д. 60-62 т.1). Соглашение также подписано ФИО1
С Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, ФИО1 был ознакомлен.
Таким образом, требования ст. 57, 91, 104 Трудового кодекса РФ в отношении ФИО1 Обществом соблюдены.
Согласно карты аттестации рабочего места по условиям труда N66 - общая оценка условий труда регулировщика скорости движения вагонов по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса установлена, определен класс - 3,2. В соответствии со ст.14 ч. 4 п. 2 Федерального закона от 28.12.2013г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", подкласс 3.2 относится к вредным условиям труда 2 степени.
Согласно карты аттестации рабочего места по условиям N 66 (регулировщик скорости движения вагонов) строкой 040 определены компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда: надбавка за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда 12%, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 7 дней, продолжительность рабочего времени 40 часов (л.д. 92-95 т.1).
В соответствии с занимаемой должностью и картой аттестации рабочего места по условиям труда ФИО1 не устанавливалась сокращенная продолжительность рабочего времени, что не оспаривалось ФИО1 Как следует из его обращений в инспекцию труда им и указывалось, что его нормальная продолжительность рабочего времени составляет 12 часов (л.д. 2-3, 12-14 т.2).
В коллективном договоре ОАО на 2014-2016гг. указано об установлении для работников, условия труда которых по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) отнесены к вредным условиям труда 3 и 4 степени сокращенной продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю.
В силу положений ст.92 ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
Согласно ч.4 ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда, вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени).
Для предотвращения возникновения вредных последствий и установлены работнику дополнительные компенсации - надбавка за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда 12%, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 7 дней, что было соблюдено работодателем в отношении ФИО1 со дня заключения с ним трудового договора.
Делая вывод о наличии в действиях ОАО "РЖД" состава инкриминируемого правонарушения, должностным лицом государственной инспекции труда, а затем судьей районного суда не учтено, что на основании карты аттестации рабочего времени по условиям труда N (регулировщик скорости движения вагонов), утвержденной Приказом начальника железнодорожной станции N223-ДС от 01 июня 2012г., общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 3.2. Аттестация проведена на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011г. N342Н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".
Согласно ч.1 ст.92 ТК РФ, в редакции, действующей на день заключения трудового договора для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю, в порядке, установленном Правительством РФ.
До вступления в силу закона от 28 декабря 2013г. N421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" 36-часовая рабочая неделя должна быть установлена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008г. N870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".
Министерству здравоохранения и социального развития РФ в 6-месячный срок после вступления в законную силу настоящего постановления необходимо было установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций. Таким образом, до 28 декабря 2013г. не было документа, где было бы определено для какого класса условий труда устанавливается сокращенная рабочая неделя.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N421-ФЗ в ч.1 ст.92 ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах, которые по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда - устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В связи с тем, что условия труда на рабочем месте регулировщика скорости движения вагонов, согласно карте аттестации рабочего места отнесены к вредным условиям труда 2 степени (класс 3.2), то соответственно, у Общества не было необходимости устанавливать ФИО1 сокращенную рабочую неделю.
Таким образом, нарушений требований ст. 92, 94, 100, 136 ТК РФ со стороны Общества в отношении ФИО1 не усматривается. Выполнение ФИО1 работы при установленной трудовым соглашением нормальной продолжительности рабочего времени 12 часов не образует выполнение им сверхурочных работ. А по обращению ФИО1 о наличии у него сверхурочной работы за пределами данной установленной продолжительности рабочего времени, его доводы не нашли своего подтверждения в ходе проверки, о чем ему дан ответ (л.д. 161-164 т.1).
Нарушение требований ст. 110 ТК РФ о нарушении еженедельного непрерывного отдыха в октябре-ноябре 2015г. не мотивировано, не обоснованно доказательствами.
В решении суда перечислены документы, представленные как инспекцией труда, так и Обществом, в обоснование виновности Общества, однако какой-либо оценки со стороны суда не получили. Решение суда не соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Обстоятельства, установленные по делу, не позволяют сделать вывод о наличии в действиях ОАО "РЖД" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, а потому постановление должностного лица и решение суда не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае N от 10 марта 2016г. и решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 22 июня 2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении ОАО "Российские железные дороги" - отменить.
Производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Хабаровского краевого суда С.В. Пилипчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.