Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Н.В.Пестова,
членов коллегии судей Е.А.Бузыновской, В.А.Галенко,
при секретаре М.С.Арабаджи,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 31 мая 2016 года, принятое по гражданскому делу по иску несовершеннолетней ФИО1, интересы которой представляет опекун Меркушева С.А., к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края о признании права на пенсию.
Заслушав доклад судьи Е.А.Бузыновской, заслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края Соловьеву Ж.В., судебная коллегия
установила:
Несовершеннолетняя ФИО1, действуя через законного представителя опекуна Меркушеву С.А., обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края (далее по тексту ПФ РФ) о признании права на пенсию. В обоснование своих требований истец сослался на то, что родилась ДД.ММ.ГГГГ. При регистрации рождения в актовой записи в графах "мать" и "отец" указано - "неизвестны". Заявление о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, поданное в ПФ РФ 24.02.2016 года, оставлено без удовлетворения со ссылкой на отсутствие документа, подтверждающего смерть кормильца. Считает такое решение незаконным, поскольку право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеют дети, оставшиеся без попечения родителей, к которым относятся дети, единственный родитель или оба родителя которого неизвестны. Следовательно, она, как ребенок, оба родителя которого неизвестны, имеет право на дополнительное социальное обеспечение в виде социальной пенсии по случаю потери кормильца. Истец просил признать право на пенсию, как ребенка, не имеющего обоих родителей.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 31.05.2016 года исковые требования удовлетворены. За ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения признано право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, как ребенка, потерявшего обоих родителей, с 24.02.2016 год. С ПФ РФ в пользу Меркушевой С.А. взысканы судебные расходы 300 рублей.
В апелляционной жалобе ПФ РФ выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неверное толкование судом норм материального права. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.12.2011 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, с учетом положений статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеют дети в возрасте до 18 лет умершего кормильца, или кормильца, безвестное отсутствие которого удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Дети найденные (подкинутые), сведения о родителях которых в акте о рождении не внесены, к такой категории лиц не относятся. Применение судом при разрешение данного дела положений Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" необоснованно, поскольку этот закон не регулирует вопросы, связанные с правом на получение социальной пенсии.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу законный представитель несовершеннолетней ФИО1 - Меркушева С.А., просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель ПФ РФ Соловьева Ж.В. (доверенность от 1.01.2016 года сроком действия до 31.12.2016 года) поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и новым решением отказать истцу в удовлетворении его требований.
Законный представитель ФИО1 - опекун Меркушева С.А., в суд апелляционной инстанции не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Учитывая её надлежащее извещение, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагала возможным рассмотреть дело по существу в её отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и принесенных на неё возражений, проверяя правильность принятого судом первой инстанции решения, пришла к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения была оставлена в родильном доме. При составлении 28.01.2014 года актовой записи о рождении N в графах "отец" и "мать", а также в свидетельстве о рождении ребенка проставлены прочерки, Постановлением Отдела опеки и попечительства по г.Хабаровску Министерства образования и науки Хабаровского края от 21.03.2014 года N 091-04-944 девочка передана под опеку Меркушевой С.А., с которой постоянно проживает.
Меркушева С.А., действуя в интересах опекаемой, обратилась 24.02.2016 года в ПФ РФ с заявлением о назначении ФИО1 социальной пенсии по случаю потери кормильца. Решением ПФ РФ от 10.03.2016 года N 7 (с изменениями, внесенными решением от 14.04.2016 года N 11) в назначении пенсии отказано по причине отсутствия сведений об умерших кормильцах.
Удовлетворяя исковые требования и признавая за несовершеннолетней ФИО1 право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, суд первой инстанции исходил из того, что фактически она относится к категории лиц, потерявших обоих родителей. То обстоятельство, что установить происхождение ФИО1 от конкретных родителей не представилось возможным, поскольку ребенок был брошен, не может лишать ее права на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку закон не определяет каким образом должна произойти утрата родителей. Тот факт, что отсутствует свидетельство о смерти родителей ФИО1 не может служить основанием к отказу в назначении ей социальной пенсии по случаю потери кормильца, поскольку отсутствие сведений о родителях в свидетельстве о рождении подтверждает тот факт, что ребенок потерял обоих родителей.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они не соответствуют нормам действующего законодательства и установленным судом обстоятельствам дела.
Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 15.12.2001 года N 166-ФЗ) определено, что пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется, в том числе, нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению (пункт 1 статьи 1, статья 2, пункт 1 статьи 3).
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане Российской Федерации - дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Этим лицам назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца (подпункт 8 пункта 1 статьи 4, пункт 6 статьи 5, подпункт 3 пункта 1 и пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ).
В статье 13 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ указано, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Частью 1, пунктом 2 части 2, частями 3, 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств.
Гражданин признается безвестно отсутствующим по решению суда (статья 42 Гражданского кодекса РФ).
Наступление смерти гражданина подтверждается свидетельством о смерти, выданном органом ЗАГС на основании актовой записи о смерти (статьи 64, 68 Федерального закона от 15.11.1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").
Системное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод, что право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца приобретают дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли или признаны безвестно отсутствующими один или оба родителя, или дети в возрасте до 18 лет умершей или признанной безвестно отсутствующей одинокой матери.
Заявителем к заявлению о назначении пенсии не были приложены документы, подтверждающие факт смерти или признание безвестно отсутствующими родителей несовершеннолетней ФИО1. Не были представлены такие документы и в ходе судебного разбирательства. В своих объяснениях Меркушева С.А. суду сообщила, что родители ФИО1 не признавались в судебном порядке безвестно отсутствующими и актовая запись о смерти в отношении них не составлялась, поскольку сведениями её родителях никто не располагает.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания за несовершеннолетней ФИО1 право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца. Поэтому отказ ПФ РФ в назначении такой пенсии является правильным, основанным на положениях законодательства, регулирующие данные правоотношения, ибо право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют, согласно Федеральному закону от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", только дети умерших родителей либо признанных в установленном законом порядке безвестно отсутствующими.
Довод истца о том, что ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, что дает ей право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, необоснованно принят во внимание судом первой инстанции, ибо он является следствием неверного толкования норм материального права.
К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, единственный родитель или оба родителя которого неизвестны. Для них Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон от 21.12.1996 года N 159-ФЗ) установлены гарантии по социальной поддержке в виде дополнительных гарантий права на образование, права на медицинское обеспечение, права на имущество и жилое помещение, права на труд, права на судебную защиту. Право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца данный закон для этой категории лиц не устанавливает.
Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей (статья 5 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ).
Подопечные, а также опекуны имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются на его содержание. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению (части 1, 2, 3 статьи 31, части 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеки и попечительстве").
В соответствии с Законом Хабаровского края от 29.12.2004 года N 240 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой или попечительством граждан" на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, ежемесячно выплачивается установленная данным Законом денежная сумма (в 2015 году в г. Бикине сумма выплаты составляла не менее 7210 рублей).
Законом Хабаровского края от 27.05.2009 года N 243 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Хабаровском крае" опекунам ежемесячно выплачивается вознаграждение за каждого подопечного в установленной сумме (на 2015 год в г. Бикине сумма выплаты составляла не менее 6948 рублей).
Таким образом, на территории Хабаровского края детям, оставшимся без попечения родителей, к которым относятся и дети, один или оба родителя которых неизвестны, и которые переда под опеку, предоставляется государственная поддержка в виде ежемесячно выплачиваемого пособия для обеспечения их нужд.
Меркушева С.А. в ходе судебного разбирательства подтвердила, и это следует из материалов дела, что свои обязанности опекуна она исполняет на возмездной основе. Установленные законами Хабаровского края выплаты на содержание ребенка и вознаграждение опекуну она получает ежемесячно.
Так как решение суда основано на неправильном толковании закона, выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела, судебная коллегия, исходя из положений пункта 2 статьи 328, пунктов 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает необходимым его отменить и разрешить исковые требования по существу, путем принятия нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы нашли свое подтверждение, явились основанием к отмене судебного решения, поэтому судебная коллегия признает их обоснованными, а жалобу подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 31 мая 2016 года отменить и принять по делу новое решение.
Несовершеннолетней ФИО1, интересы которой представляет опекун Меркушева С.А., в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края о признании права на пенсию отказать.
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Н.В.Пестова
Члены коллегии: В.А.Галенко
Е.А. Бузыновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.