Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи : Чемякиной И.А.
судей: Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре: Павловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 сентября 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Асратяна А. К. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Правительству Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 15 июня 2016 года,
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя административного истца - Зубка М.Е., представителя Правительства Хабаровского края Знаменской Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Асратян А.К. обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что является собственником земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 4 006 кв.м., с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 2 819 кв.м., расположенных по "адрес", кадастровая стоимость которых определена в размере 13316384,66 рубля и 9370666,09 рублей соответственно по состоянию на 21.01.2015 в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014г. N.
Полагая, что указанная кадастровая стоимость земельных участков является завышенной, Асратян А.К. обратился в оценочную компанию для определения рыночной стоимости спорных земельных участков. Отчетом об оценке, выполненным оценщиком ООО "Бизнес аудит и оценка", подтвержденным экспертным заключением ООО "Российское общество оценщиков", рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 21.01.2015 определена в размере 6 082 922 рубля и 4 280 519 рублей соответственно.
08.12.2015 он обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков. Решением Комиссии от 23.12.2015 N заявление отклонено.
Просил установить кадастровую стоимость: земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 4 006 кв.м., расположенного по "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 21.01.2015 в размере 6 082 922 рубля; земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 2819 кв.м., расположенного по "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 21.01.2015 в размере 4 280 519 рублей.
Решением Хабаровского краевого суда от 15 июня 2016 года административные исковые требования Асратяна А.К. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края Заливин С.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что представленный административным истцом отчет об оценке от 07.09.2015 N, выполненный ООО "Бизнес аудит и оценка" не соответствует Федеральным стандартам оценки. Оценщиком при подборе объектов-аналогов не использован вид разрешенного использования земельных участков. Установив, что земельный участок имеет вид разрешенного использования "под баню", Оценщик фактически не провел сопоставление по данному критерию. Оценщиком при проведении оценки не было учтено фактическое использование земельных участков. В Отчете оценщик указывает, что участок используется для размещения объектов предпринимательской деятельности - кафе (реконструированное здание бани), однако фактически на нем расположен гостиничный комплекс "Ани".
Поскольку представленный административным истцом Отчет составлен с нарушением законодательства, устранить выявленные противоречия могла лишь судебная экспертиза, о проведении которой административным истцом не заявлялось, суду надлежало отказать в удовлетворении административного иска, так как допустимое доказательство рыночной стоимости земельного участка в материалах дела отсутствует.
Судом первой инстанции необоснованно проигнорированы вышеуказанные обстоятельства, которые существенно повлияли на размер рыночной стоимости объекта оценки.
Кроме того, при рассмотрении дела судом нарушены нормы процессуального права, что выразилось в не привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации города Хабаровска, поскольку данным решением затронуты ее права как получателя земельного налога, зачисляемого в местный бюджет.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Зубок М.Е. просит решение оставить без изменения как законное и обоснованное, указывая, что по состоянию на дату оценки оцениваемый земельный участок использовался в соответствии с видом разрешенного использования, по классификатору: для размещения объектов предпринимательской деятельности - кафе (реконструированное здание бани). На оцениваемом земельном участке расположен объект незавершенного строительства, в связи с чем для целей отчета данный земельный участок рассматривался как незастроенный, предназначенный для размещения объектов предпринимательской деятельности. При составлении отчета оценщиком были использованы объекты-аналоги, относящиеся к одному сегменту рынка с объектом оценки, в связи с чем отсутствовала необходимость введения корректировки на назначение (вид разрешенного использования). Все использованные оценщиком объекты-аналоги находятся в градостроительных зонах, где основные виды разрешенного использования являются сопоставимыми. Смена вида разрешенного использования объектов-аналогов на вид разрешенного использования объекта оценки может быть осуществлен свободно и бесплатно. Так как различие вида разрешенного использования объекта оценки и объектов-аналогов не оказывает влияния на их стоимость, оценщик обоснованно не вводил корректировку на вид разрешенного использования.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В силу статьи 3 названного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.Статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", площадью 4006 кв.м., и "данные изъяты", площадью 2819 кв.м., расположенные по "адрес", принадлежат Асратяну А. К. на праве собственности с 02.02.2015; относятся к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование "под бани". Предыдущий кадастровый номер земельных участков "данные изъяты" равнозначен кадастровому номеру "данные изъяты". На кадастровый учет земельные участки поставлены 21.01.2015.
Кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости 21.01.2015, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 13 316 384,66 рубля, с кадастровым номером "данные изъяты" - 9 370 666,09 рублей, определена по состоянию на 21.01.2015 на основании постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края".
Полагая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, 08.12.2015 Асратян А.К. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, представив Отчет об оценке земельного участка от 07.09.2015 N, выполненный оценщиком ООО "Бизнес аудит и оценка", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 21.01.2015 составляет 6 082 922 рубля, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 21.01.2015 - 4 280 519 рублей.
В подтверждение соответствия подготовленного оценщиком Отчета об оценке земельного участка от 07.09.2015 N, требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, представлено экспертное заключение, выполненное ООО "Российское общество оценщиков" от 13.10.2015 N.
Решением Комиссии от 23.12.2015 N 22 заявление отклонено с указанием, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки (п. 20 ФСО N 7). Положительное экспертное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации.
Давая оценку представленным доказательствам в порядке статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции подробно исследовал Отчет об оценке от 07.09.2015 N на предмет корректности применения оценщиком сведений об объектах-аналогах и осуществленных им расчетов, и установилотсутствие нарушений, влияющих на достоверность величины рыночной стоимости земельных участков, что соответствует критериям относимости и допустимости доказательства.
При этом судом учитывалось положительное экспертное заключение ООО "Российское общество оценщиков" от 13.10.2015 N и пояснения оценщика ФИО1, составившего Отчет об оценке земельных участков от 07.09.2015 N, допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля.
Возражая против выводов суда, Правительство Хабаровского края ссылается на несоответствие Отчета от 07.09.2015 N Федеральным стандартам оценки, на использование некорректных объектов-аналогов, при этом доказательств, опровергающих выводы суда, не представляет.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии Отчета Федеральным стандартам оценки ввиду того, что оценщиком при подборе объектов-аналогов не использован вид разрешенного использования оцениваемых земельных участков, судебная коллегия отклоняет за необоснованностью. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, мотивы признания позиции административного ответчика несостоятельной подробно изложены в мотивированном решении. Оснований не согласиться с данными выводами судебная коллегия не находит.
Доводы о необходимости проведения судебной экспертизы с целью проверки Отчета об оценке, судебной коллегией не принимаются во внимание. Суд посчитал, что административным истцом доказана достоверность представленного Отчета, доказательств его недостоверности суду представлено не было. Назначение судом экспертизы регламентировано статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. При этом согласно материалам дела в ходе судебного разбирательства был допрошен оценщик, который давал пояснения по всем возникшим вопросам. Поскольку сторонами ходатайства о назначении экспертизы не заявлялось, у суда не было оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе.
Доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившегося в не привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации города Хабаровска, чьи права и законные интересы были затронуты постановленным решением, судебная коллегия признает несостоятельными.
Отказав в удовлетворении ходатайства Правительства Хабаровского края, суд первой инстанции не усмотрел оснований для привлечения администрации города Хабаровска в качестве заинтересованного лица, предусмотренных статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку положения статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Кроме того, администрация города Хабаровска не обращалась в суд с самостоятельным ходатайством о вступлении в административное дело.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается.
Отказ в удовлетворении ходатайства не уменьшает объем прав административного ответчика, в том числе на представление доказательств по размеру действительной рыночной стоимости спорного земельного участка, на заявление возражений в отношении представленных административным истцом доказательств рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 15 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Асратяна А. К. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Правительству Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости - оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: О.В. Герасимова
О.Ю. Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.