Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.И. Братенкова,
членов президиума Н.Н. Веретенникова, А.В. Сосновского,
С.Г. Барабанова, С.В. Пилипчук
Н.А. Трофимовой
при секретаре Е.А. Ильчук,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 ноября 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 февраля 2016 года по гражданскому делу по иску Черня М. Ж. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства.
Выслушав доклад судьи Симаковой М.Е., объяснения представителя Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Будановой В.С., действующей по доверенности от 23.09.2015, президиум Хабаровского краевого суда
установил:
Черня М.Ж. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") о признании права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в г. Уссурийске Приморского края, составом семьи 2 человека; возложении на ФГКУ "Востокрегионжилье" обязанности включить истца и его супругу ФИО1 в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства с 4 августа 2015 года.
В обоснование предъявленных требований указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, 9 апреля 2008 года уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с выслугой 26 лет, на момент увольнения был обеспечен служебным жилым помещением, расположенным в закрытом военном городке по "адрес", право на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства не реализовал. 4 августа 2015 года истец обратился с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 2 человека, включая супругу ФИО1. Ответом ФГКУ "Востокрегионжилье" от 9 сентября 2015 года в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях отказано, ввиду того, что обратился с таким заявлением после исключения из списков части, с разъяснением возможности реализации жилищных прав как лицами, подлежащими переселению из закрытых военных городков, или путем обращения в органы местного самоуправления. Данный отказ полагает незаконным, поскольку был уволен со службы по льготному основанию с выслугой, дающей право на обеспечение жильем, данное право не реализовал, на момент увольнения со службы проживал в служебном жилом помещении.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 26 ноября 2015 года исковые требования удовлетворены.
За Черня М.Ж. признано право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства в городе Уссурийске составом семьи 2 человека, включая супругу ФИО1 с 4 августа 2015 года (даты обращения).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 февраля 2016 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФГКУ "Востокрегионжилье" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Хабаровский краевой суд 29 июня 2016 года, представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в связи с допущенными судами, разрешившими дело, нарушениями норм материального права.
По запросу судьи Хабаровского краевого суда от 22 июля 2016 года гражданское дело истребовано в Хабаровский краевой суд для проверки в кассационном порядке, дело поступило 28 июля 2016 года.
Определением судьи Хабаровского краевого суда Куликовой И.И. от 10 августа 2016 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения по существу в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
Истец Черня М.Ж. извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, посредством телефонограммы просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Президиум Хабаровского краевого суда, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика Буданова В.С. доводы жалобы поддержала.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу о том, что жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению в части.
В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения вступивших в силу судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения были допущены судами при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 9 апреля 2008 года Черня М.Ж. уволен с военной службы по пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, 31 июля 2008 года исключен из списков личного состава части, выслуга в Вооруженных Силах Российской Федерации составила свыше 25 лет в календарном исчислении.
На дату увольнения с военной службы и до настоящего времени истец проживал в двухкомнатной квартире, расположенной в закрытом военном городке по "адрес", общей площадью 43, 9 кв.м., предоставленной на основании ордера N от 9 июня 1994 года, на состав семьи 3 человека, включая жену ФИО1 и дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, где они были зарегистрированы с 30 августа 1994 года.
Военный городок Уссурийск-6 Приморского края (В/Г N "Северный городок"), в котором расположена занимаемая истцом квартира, является закрытым, включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р.
Также судом установлено, что супруге истца ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство от 7 июня 1995 года принадлежала "данные изъяты" доли в праве собственности на квартиру "адрес", общей площадью 60,1 кв.м., которая ею была отчуждена 25 июля 2006 года и в настоящее время принадлежит дочери истца ФИО2, не указанной в качестве члена семьи истца при обращении за постановкой на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Иных жилых помещений в собственности или по договору социального найма истец и его жена ФИО1 не имеют.
4 августа 2015 года Черня М.Ж. обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма составом семьи 2 человека.
Извещением ФГКУ "Востокрегионжилье" от 9 сентября 2015 года Черня М.Ж. отказано в признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что истец уволен со службы по льготному основанию, имеет выслугу военной службы более 25 лет, дающую право на обеспечение жилым помещением на условиях социального найма, на момент увольнения со службы и до настоящего времени проживает в жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка, право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы не реализовал, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял, но являлся нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в связи с чем имел право на получение жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства, которое не может быть поставлено в зависимость от обращения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
С указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций нельзя согласиться по следующим основаниям.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации жилищное обеспечение военнослужащих ввиду их особого правового статуса осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.Таким специальным законом является Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 указанного закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статуса военнослужащих" также разъяснено, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на обеспечение жилым помещением.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма производится гражданам, нуждающимся в них.
Из положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательствам о воинской обязанности, военной службе и статуса военнослужащих", следует, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с Жилищного кодекса Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья на момент увольнения истца с военной службы был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.
Согласно Правилам (п. п. 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед уполномоченным органом о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 компетенция органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильем, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, претерпела изменения. В соответствии с п.п. 3 и 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении жилых помещений, пригодных для проживания военнослужащих, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
В остальной части указанные Правила подлежали применению на момент увольнения истца.
Таким образом, необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является обращение военнослужащего в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий и постановка военнослужащего на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Вместе с тем, данных о постановке истца на такой учет или об обращении истца с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, судами не установлено, данные обстоятельства судами не исследовались.
Сам факт проживания истца в жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка не свидетельствует о соблюдении соответствующего порядка и нуждаемости истца в обеспечении жилым помещением в порядке реализации права, предусмотренного ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих".
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм права, повлиявшие на исход дела, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции устранены не были.
По указанным основаниям апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционном порядке.
При новом рассмотрении дела суду второй инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 381, 387, 388, пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Хабаровского краевого суда,
постановил:
кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 февраля 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий С.И. Братенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.