Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Добрыдневой Т.С.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М., представителя административного истца Суфиянова Т.А. - Медведевой О.С., представителя административного ответчика окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 - Киселевой И.П., представителя заинтересованного лица Пермского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России - Корнякова В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 Суфиянова Т.А. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 от 10 августа 2016 г. N 11/01 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 Ерёменко Т.А.",
установил:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2016 г. N 2395 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва" назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на 18 сентября 2016 г. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете "Звезда" N 65 (32526) от 17 июня 2016 г.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 г. N 193/03-2 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на территориальные избирательные комиссии Пермского края" полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 возложены на территориальную избирательную комиссию Осинского муниципального района.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 (далее - избирательная комиссия, комиссия, ОИК N 23) от 1 августа 2016 г. N 10/02 Суфиянов Т.А., выдвинутый ПЕРМСКИМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23.
Решением ОИК N 23 от 10 августа 2016 г. N 11/01 Ерёменко Т.Ф., выдвинутая Пермским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23.
17 августа 2016 г. кандидат в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 Суфиянов Т.А. обратился в Пермский краевой суд с заявлением об отмене решения ОИК N 23 от 10 августа 2016 г. N 11/01, указав, что решение о регистрации кандидата Ерёменко Т.Ф. принято избирательной комиссией в нарушение требований подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), согласно которому основанием отказа в регистрации является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона.
В обоснование заявленного требования указал, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат Ерёменко Т.Ф. вместе с заявлением о согласии баллотироваться также представила в избирательную комиссию сведения, составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546. При заполнении этих справок Ерёменко Т.Ф. требования названного Указа не выполнила, так как в графах, необходимых для заполнения словами "отсутствует", проставила прочерки, что является ничем иным, как нарушением формы документа, что влечёт установленные подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ последствия.
Кроме того, Ерёменко Т.Ф. ранее имела фамилии Васильева, Боровкова, однако все документы о перемене фамилии не представила, что также влечёт отказ в регистрации кандидата ввиду непредставления полного пакета документов в соответствии с требованиями Федерального закона N 67-ФЗ.
Зарегистрировав Ерёменко Т.Ф. кандидатом в депутаты, ОИК N 23 нарушила закреплённый в статье 39 Федерального закона N 67-ФЗ принцип равенства кандидатов, что существенно нарушает его избирательные права.
Определением суда от 18 августа 2016 г. в соответствии со статьёй 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ПЕРМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" и Пермское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.
В судебном заседании представитель административного истца Суфиянова Т.А. - Медведева О.С., действующая на основании доверенности от 17 августа 2016 г., на удовлетворении административного иска настаивала.
Суфиянов Т.А. участие в судебном заседании не принимал, представил заявление, в котором просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ОИК N 23 - председатель избирательной комиссии Киселева И.П., действующая на основании постановления от 22 мая 2012 г. N 75/21-2, просила отказать Суфиянову Т.А. в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заинтересованное лицо Ерёменко Т.Ф. в суд не явилась, в телефонограмме просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Пермского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России - Корняков В.И., действующий на основании доверенности от 22 августа 2016 г., возражал против удовлетворения административного иска.
Заинтересованное лицо ПЕРМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в суд представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного иска, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Основания отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата изложены в пункте 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ. Аналогичные основания отмены регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края предусмотрены частью 7 статьи 82 Закона Пермского края от 11 мая 2011 г. N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" (далее - Закон N 766-ПК).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований приведённого Федерального закона, иного закона.
Основанием отказа в регистрации кандидата по подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Эти же основания отказа в регистрации установлены пунктами "г" и "в" части 5 статьи 33 Закона N 766-ПК.
Подпунктом "в" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, представляются копии соответствующих документов
Такие же требования закреплены в пункте "в" части 1.1 статьи 28, части 20 статьи 29 Закона N 766-ПК.
Пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 названного Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Аналогичные требования к кандидатам при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края установлены частью 2.1 статьи 28 Закона N 766-ПК.
Формы справок по сведениям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утверждённым данным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
Сноской 6 к графе "Наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе" справки о недвижимом имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации предусмотрено, что если за пределами территории Российской Федерации не имеется недвижимого имущества, то в данной графе проставляется слова "отсутствует" и остальные графы раздела 2 и графы раздела 3 не заполняются.
Судом установлено, что Ерёменко Т.Ф., выдвинутая Пермским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23, обратилась 18 июля 2016 г. в ОИК N 23 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом по указанному избирательному округу, представив документы, необходимые для выдвижения, в том числе предусмотренные подпунктом "в" пункта 2.2, подпунктами "а" и "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, что подтверждается копиями указанных документов.
Как следует из представленной Ерёменко Т.Ф. справки о принадлежащем ей как кандидату в депутаты недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации (л.д. 48 - 50), графа "Наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе" не заполнена, сведения об отсутствии такого имущества путём проставления слова "отсутствует" в указанную графу не внесены.
В аналогичной справке в отношении своего супруга (л.д. 51 - 53) в графе "Наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе" проставлено слово "отсутствует", что свидетельствует об отсутствии у супруга Ерёменко Т.Ф. недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации.
Проставление Ерёменко Т.Ф. в справке о принадлежащем ей недвижимом имуществе и наличии у неё обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации в графе "Наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе" символа "-" не свидетельствует об оформлении указанного документа с соблюдением требований избирательного законодательства.
Неуказание Ерёменко Т.Ф. в справке сведений о наличии либо отсутствии у неё как кандидата в депутаты недвижимого имущества за пределами Российской Федерации не может рассматриваться судом иначе, как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объём изложенной в них информации.
Ссылка представителя заинтересованного лица Пермского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России - Корнякова В.И. в обоснование возражений по административному иску в данной части на неисполнение ОИК N 23 положений подпункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, является ошибочной.
Согласно приведённой норме при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём, представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 названного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Из содержания пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ в системном единстве с положениями пункта 24 названной статьи, предусматривающими перечень оснований отказа в регистрации кандидата, а также предписаниями пункта 6 статьи 76 указанного Федерального закона о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, не следует, что неисполнение избирательной комиссией законоположений, содержащихся в пункте 1.1 статьи 38, является основанием для отказа в удовлетворении требования другого зарегистрированного по этому же избирательному округу кандидата об отмене решения о регистрации кандидата.
Утверждения административного истца о том, что Ерёменко Т.Ф. неоднократно меняла фамилию и не представила в избирательную комиссию соответствующие документы, никакими доказательствами не подтверждены. Как следует из копии свидетельства о браке (л.д. 45) и копии паспорта, выданного в 2007 году (л.д. 35 - 40), Ерёменко Т.Ф. один раз меняла фамилию в связи с заключением брака в 1987 году. Аналогичные сведения содержатся в письменных возражениях ОИК N 23, а также эти обстоятельства озвучены председателем избирательной комиссии в судебном заседании.
Таким образом, доводы Суфиянова Т.А. о наличии оснований для отмены регистрации кандидата Ерёменко Т.Ф. по подпункту "в" пункта 24 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ являются несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Ерёменко Т.Ф., представленная кандидатом справка о недвижимом имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации в графе "Наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе" не была заполнена, сведения о наличии или отсутствии такого имущества у Ерёменко Т.Ф. в справку не были внесены, то есть сведения, необходимость представления которых предусмотрена пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, отсутствовали.
Поскольку в силу подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, когда должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований данного Федерального закона, является основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты, оспариваемое кандидатом Суфияновым Т.А. решение ОИК N 23 от 10 августа 2016 г. N 11/01 о регистрации кандидата Ерёменко Т.Ф., на основании указанных выше документов является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 Суфиянова Т.А. удовлетворить.
Отменить решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 от 10 августа 2016 г. N 11/01 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 Ерёменко Т.А.".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Решение не вступило в законную силу.
Судья - подпись -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.