Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,
при секретаре Силенок О.В.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А.,
административного истца Архипова А.В.,
представителя административного ответчика Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Логинова А.С., действующего на основании доверенности от 23.08.2016 (диплом ***),
представителя заинтересованного лица Гарсляна А.Г. - Луц Д.А., действующего на основании доверенности от 19.08.2016 (диплом ***),
рассмотрев 29 августа 2016 года в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Архипова А.В. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 16 от 4 августа 2016 года N 07/01 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Гарсляна Армена Гайосовича",
УСТАНОВИЛ:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16.06.2016 N 2395 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на 18.09.2016. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете "Звезда" N 65 от 17.06.2016.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 17.06.2016 N 193/03-2 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на территориальные избирательные комиссии Пермского края" полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 16 возложены на территориальную избирательную комиссию городского округа "Город Губаха"
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 16 от 28.07.2016 N 05/02 Архипов А.В., выдвинутый "Региональным отделением Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Пермском крае зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 16.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 16 от 04.08.2016 N 07/01 Гарслян А.Г., выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Пермского края, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 16.
Архипов А.В. 18.08.2016 обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 16 по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва от 04.08.2016 N 07/01 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Гарсляна А.Г.", указывая на отсутствие надлежащей проверки избирательной комиссией документов, сданных на регистрацию Гарсляна А.Г. в качестве кандидата в депутаты, поскольку члены комиссии с правом решающего голоса находятся в непосредственном подчинении у данного кандидата, являющегося председателем совета директоров ОАО " ***", а члены комиссии П., С., Ж., З. состоят в трудовых отношениях с ОАО " ***".
В судебном заседании административный истец Архипов А.В. доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме, просил отменить решение избирательной комиссии на основании подпункта "в" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Представитель Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Логинов А.С. заявленные Архиповым А.В. требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, представил письменные возражения.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Гарслян А.Г., избирательное объединение "Региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Пермского края, "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае" о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, участие в судебном заседании не принимали.
Представитель заинтересованного лица Гарсляна А.Г. - Луц Д.А. просил в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В соответствии с положениями части 2 статьи 150 и части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу названного закона неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, заслушав заключение прокурора Масленниковой И.А., полагавшей, что заявление Архипова А.В. удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ).
Положениями части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением срока подачи административного искового заявления, касающегося решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, восстановление которого невозможно (часть 9 статьи 240 КАС РФ).
Частью 7 указанной выше статьи предусмотрено, что данный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В силу положений части 10 статьи 240 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ жалоба на решение комиссии о регистрации кандидата может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.
Судом установлено, что решение N 07/01 о регистрации кандидата Гарсляна А.Г. принято окружной избирательной комиссией N 16 - 04.08.2016, следовательно, 15.08.2016 является последним днем обращения в суд с заявлением об отмене указанного постановления.
Однако Архипов А.В. с административным исковым заявлением об отмене оспариваемого решения обратился в Пермский краевой суд, к подсудности которого относятся заявленные требования, 18.08.2016, то есть с пропуском установленного законом десятидневного срока обращения в суд, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Ссылка административного истца на то, что с требованиями об оспаривании решения комиссии N 07/01 о регистрации Гарсляна А.Г. Архипов А.В. обратился 13.08.2016 в Губахинский городской суд Пермского края, а также обращался в Избирательную комиссию Пермского края с жалобой об оспаривании действий членов комиссии, правового значения не имеет в силу того, что процессуальный срок обжалования решения об отказе в регистрации кандидата является пресекательным и независимо от причин его пропуска восстановлению не подлежит.
Пропуск срока является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 10 ст. 240 КАС). Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5: "При установлении факта пропуска сокращенных сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд ... отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства".
Следует также учитывать, что течение сроков (как общего, так и специальных) продолжается (не приостанавливается) и в случаях, если заявитель первоначально обратился не в тот суд (то есть с нарушением правил подсудности) и его заявление было ему возвращено.
Аналогичным образом не является основанием приостановления течения срока или восстановления пропущенного срока первоначальное обращение заявителя в вышестоящую избирательную комиссию, а уже затем, после принятия ею решения по результатам рассмотрения данного обращения, - в суд.
Положениями пункта 8 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд, следовательно, не может прерывать течение срока, установленного законом для оспаривания в судебном порядке именно решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Указание административного истца на то, что пропуск срока обращения в суд с требованием о защите избирательного права не является для суда основанием для отказа в принятии административного искового заявления, является неубедительным, основанным на ошибочном толковании норм процессуального права, поскольку административное исковое заявление Архипова А.В. принято к производству Пермского краевого суда.
При данном положении оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации Гарсляна А.Г. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 16 суд не находит.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Архипова А.В. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 16 от 4 августа 2016 года N 07/01 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 16 Гарсляна А.Г." - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Решение не вступило в законную силу.
Судья (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.