Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Добрыдневой Т.С.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М., представителя административного истца Ахметханова М.Ф. - Быковой Е.В., представителя административного ответчика окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 - Логинова А.С., представителя заинтересованного лица Ширяевой Л.Н. - Пономарева С.А., представителя заинтересованного лица Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае - Козыревой Р.И., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 Ахметханова М.Ф. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 от 12 августа 2016 г. N 12/01-2 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 Ширяевой Л.Н.",
установил:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2016 г. N 2395 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва" назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на 18 сентября 2016 г. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете "Звезда" N 65 (32526) от 17 июня 2016 г.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 г. N 193/03-2 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на территориальные избирательные комиссии Пермского края" полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 возложены на территориальную избирательную комиссию Очёрского муниципального района.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 (далее также - окружная избирательная комиссия, комиссия, ОИК N 25) от 30 июля 2016 г. N 8/01-2 Ахметханов М.Ф., выдвинутый Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25.
Решением ОИК N 25 от 12 августа 2016 г. N 12/01-2 Ширяева Л.Н., выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25.
20 августа 2016 г. кандидат в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 Ахметханов М.Ф. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об отмене решения ОИК N 25 от 12 августа 2016 г. N 12/01-2 как незаконного, указав, что решение о регистрации кандидата Ширяевой Л.Н. принято избирательной комиссией в нарушение требований подпунктов "в.1" и "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В обоснование заявленного требования (с учётом заявления от 24 августа 2016 г. (том 2, л.д. 206 - 211) указал, что в ходе проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных в поддержку кандидата Ширяевой Л.Н., избирательной комиссией признано недействительными 28 подписей (5,98 % от числа проверенных), однако ОИК N 25 не было учтено, что ряд подписей избирателей подлежали признанию недействительными по основаниям, предусмотренным подпунктами "в", "г", "з", "е", "к" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, и количество таких подписей составило более 10 процентов, что являлось основанием для отказа Ширяевой Л.Н. в регистрации кандидатом по подпунктам "д" и "г.1" пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона.
Кроме того, кандидатом Ширяевой Л.Н. для выдвижения и регистрации представлены документы, не соответствующие требованиям Федерального закона N 67-ФЗ, что являлось основанием для принятия ОИК N 25 решения об отказе в регистрации данного кандидата.
Так, в списке лиц, осуществлявших сбор подписей в поддержку кандидата Ширяевой Л.Н., в отношении 4-х лиц указаны неверные сведения.
В нарушение требований пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ в сведениях о расходах, составленных по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546, не указан ИНН супруга кандидата Ширяевой Л.Н., хотя идентификационный номер налогоплательщику присвоен.
При представлении в ОИК N 25 первого финансового отчёта от 3 августа 2016 г. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Закона Пермского края от 11 мая 2011 г. N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" (далее - Закон N 766-ПК) в учёте поступления и расходования средств избирательного фонда кандидат Ширяева Л.Н. указала только три расходные операции: 15 июля 2016 г. - оплата подписных листов - 1 710 рублей, 22 июля 2016 г. - ИП *** - 32 000 рублей и 3 августа 2016 г. - на организацию сбора подписей - 30000 рублей (получателем платежа указано одно физическое лицо). Вместе с тем, списки лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, были заверены разными нотариусами, в разное время, начиная с момента начала сбора подписей, то есть с 15 июля 2016 г., что свидетельствует о представлении кандидатом отчёта, оформленного с нарушением требований закона.
Зарегистрировав Ширяеву Л.Н. кандидатом в депутаты, ОИК N 25 нарушила закреплённый в статье 39 Федерального закона N 67-ФЗ принцип равенства кандидатов, что существенно нарушает его, Ахметханова М.Ф., избирательные права.
Определением суда от 24 августа 2016 г. к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица в соответствии со статьёй 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) привлечено Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае.
В судебном заседании представитель административного истца Ахметханова М.Ф. - Быкова Е.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала.
Ахметханов М.Ф. участие в судебном заседании не принимал, в телефонограмме просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ОИК N 25 - Логинов А.С., действующий на основании доверенности, просил отказать Ахметханову М.Ф. в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Ширяевой Л.Н. - Пономарев С.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административного иска.
Заинтересованное лицо Ширяева Л.Н. участие в судебном заседании не принимала, в заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие и отказать Ахметханову М.Ф. в удовлетворении административного иска.
Представитель заинтересованного лица Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае - Козырева Р.И., действующая на основании доверенности, заявленные административным истцом требования поддержала.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Основания отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата изложены в пункте 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ. Аналогичные основания отмены регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края предусмотрены частью 7 статьи 82 Закона N 766-ПК.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В силу положений подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований приведённого Федерального закона, иного закона.
Согласно подпункту "г" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, в случае, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей.
Основанием отказа в регистрации кандидата по подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Эти же основания отказа в регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края установлены
пунктами "г", "е.1", "ж" части 5 статьи 33 Закона N 766-ПК, соответственно.
Судом установлено, что 15 июля 2016 г. Ширяева Л.Н., выдвинутая в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25, представила в избирательную комиссию все необходимые документы для уведомления о выдвижении (включая заявление о согласии баллотироваться кандидатом по указанному избирательному округу, справки о принадлежащем кандидату, её супругу и несовершеннолетнему ребёнку недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, справки о расходах данных лиц по каждой сделке по приобретению недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, акций и об источниках получения средств, за счёт которых совершены сделки).
Пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Аналогичные требования к кандидатам при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края установлены частью 2.1 статьи 28 Закона N 766-ПК.
Формы справок по сведениям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".
В соответствии со сноской "4" к графе "ИНН" раздела 1 "Сведения о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях" справки о недвижимом имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, также сноской "5" к графе "ИНН" раздела 1 "Сведения о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях" справки о расходах по приобретению имущества и об источниках получения средств, за счёт которых совершены сделки, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) указывается при его наличии.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Как следует из представленных 15 июля 2016 г. в избирательную комиссию кандидатом Ширяевой Л.Н. справок, форма которых утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 (том 1, л.д. 51 - 52, 53 - 54, 55 - 56, 57 - 58, 59 - 60, 61 - 62), все необходимые сведения в них содержатся и все подлежащие заполнению графы заполнены, за исключением указания ИНН супруга кандидата в справке о расходах по приобретению имущества и об источниках получения средств, за счёт которых совершены сделки.
Также судом установлено, что 8 августа 2016 г. (за три дня до рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации) в ОИК N 25 от кандидата Ширяевой Л.Н. поступили Сведения об изменениях в сведениях о Ширяевой Лилии Николаевне - кандидате в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 в порядке самовыдвижения, в которых указано, что сведения в "Справке о расходах супруга по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов" в отношении Ширяева Виталия Анатольевича - супруга кандидата отсутствует ИНН, необходимо заменить на сведения "Ширяев В.А. ИНН - **". К данному документу приложена копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации на имя Ширяева В.А. с указанием идентификационного номера налогоплательщика.
Факт поступления приведённых выше документов в избирательную комиссию 8 августа 2016 г. подтверждается штампом входящей корреспонденции ОИК N 25 на подлиннике Сведений об изменении в сведениях (копия документа - том 2, л.д. 221), копией свидетельства о постановке Ширяева В.А. на учёт в налоговом органе (том 2, л.д. 222) и копией журнала учёта входящей корреспонденции окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 (том 2, л.д. 223, 224).
Таким образом, в установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ срок кандидат Ширяева Л.Н. внесла уточнения в документы, представленные в ОИК N 25 для уведомления о выдвижении, в целях приведения их в соответствие с требованиями закона, в связи с чем доводы административного истца о том, что избирательная комиссия должна была принять 12 августа 2016 г. решение об отказе в регистрации кандидата Ширяевой Л.Н. в соответствии с подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не основаны на имеющихся в деле доказательствах.
При этом утверждения представителя административного истца о том, что представленные административным ответчиком Сведения об изменениях в сведениях кандидата Ширяевой Л.Н. от 8 августа 2016 г. являются недопустимыми доказательствами, со ссылкой на то, что в административном деле отсутствуют документы, подтверждающие выдачу ОИК N 25 кандидату Ширяевой Л.Н. подтверждения о приёме этого документа, а также на отсутствие в оспариваемом решении избирательной комиссии от 12 августа 2016 г. N 12/01-2 и протоколе заседания комиссии от 12 августа 2016 г. ссылок на указанный документ, являются несостоятельными, поскольку приведённые обстоятельства не опровергают факт представления Ширяевой Л.Н. Сведений об изменении в сведениях о кандидате в ОИК N 25 в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, что объективно подтверждено собранными по делу доказательствами, отвечающими критерию допустимости.
Судом установлено, что Ширяева Л.Н. представила 3 августа 2016 г. в ОИК N 25 следующие документы для регистрации кандидатом: первый финансовый отчёт; письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей; копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов за счёт средств избирательного фонда. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями вышеназванных документов (том 1, л.д. 68 - 72, 73, 74 - 82, 83 - 127, 128, том 2, л.д. 1 - 180).
В соответствии с протоколом об итогах сбора подписей, подтверждением о приёме документов, представленных для регистрации кандидата, кандидатом Ширяевой Л.Н. в ОИК N 25 представлено 3 августа 2016 г. 911 подписных листов в пяти папках с 2501 подписью избирателей (количество необходимых для регистрации кандидата подписей избирателей составляет 2340 подписей согласно постановлению Избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 г. N 193/12-2 "О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения единых списков кандидатов, кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва").
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Частью 6 статьи 32 Закона N 766-ПК предусмотрено, что проверке подлежат 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией.
Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (часть 7 статьи 32 Закона N 766-ПК).
Решением ОИК N 25 от 17 июля 2016 г. N 06/02-2 (том 1, л.д. 149 - 150) определено количество подписей избирателей, подлежащих проверке в соответствии с частью 6 статьи 32 Закона N 766-ПК, равным 468 подписей избирателей.
Согласно протоколу случайной выборки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 Ширяевой Л.Н., от 3 августа 2016 г. (том 1, л.д. 151), проверке подлежали 468 подписей избирателей из 516 подписей, находящихся в папке N 2.
Из итогового протокола проверки подписных листов в поддержку кандидата Ширяевой Л.Н. от 10 августа 2016 г. (том 1, л.д. 191) и ведомостей проверки подписных листов N 1, 2, 3, 4, 5 от 10 августа 2016 г. (том 1, л.д. 186 - 190) следует, что рабочей группой избирательной комиссии недействительными признано 28 подписей избирателей, что составило 5,98 % от общего числа проверенных подписей. Недействительными признаны следующие подписи избирателей: лист 13, подписи 2, 3; лист 29, подпись 3; лист 32, подпись 2; лист 33 подпись 3; лист 40, подпись 2; лист 41, подпись 3; лист 48, подпись 3; лист 61 подпись 3; лист 66, подпись 3; лист 71, подписи 1, 2; лист 74, подпись 3; лист 79, подпись 3; лист 80, подпись 1; лист 101, подпись 3; лист 108, подпись 1; лист 114, подпись 1; лист 122, подпись 2; лист 124, подпись 3; лист 133, подпись 3; лист 150, подписи 1, 3; лист 155, подписи 1, 2; лист 159, подпись 1; лист 164, подпись 2; лист 178, подпись 1.
Все подписи избирателей признаны недействительными по основанию, предусмотренному пунктом "в" части 11 статьи 32 Закона N 766-ПК, согласно которому недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.
Основания признания подписей избирателей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Аналогичные основания определены частью 11 статьи 32 Закона N 766-ПК при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края.
Административный истец утверждает, что часть представленных кандидатом Ширяевой Л.Н. подписей избирателей подлежат признанию недействительными по подпункту "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
При этом первоначально административный истец и его представитель ссылались на то, что записи в графе "Дата внесения подписи" в подписных листах N 9, 11, 13, 15, 25, 26, 27, 28, 32, 48, 53, 73, 74, 86, 112, 128, 35, 162, 167, 172, 175, 176 выполнены одним лицом.
В дальнейшем требования в данной части были уточнены, административный истец полагал, что: записи в графе "Дата внесения подписи" в подписном листе 13 (подписи 1 и 3), в подписном листе 15 (подписи 1, 2 и 3), в подписном листе 25 (подписи 1, 2, 3), в подписном листе 26 (подписи 1, 2, 3), в подписном листе 28 (подписи 1, 2, 3) выполнены одним лицом; записи в графе "Дата внесения подписи" в подписном листе 23 (подпись 3) и в подписном листе 22 (подпись 3) выполнены одним лицом; записи в графе "Дата внесения подписи" в подписном листе 42 (подписи 1, 2, 3) выполнены одним лицом; записи в графе "Дата внесения подписи" в подписном листе 47 (подписи 1, 2, 3) выполнены одним лицом.
Вместе с тем, какие-либо доказательства, с учётом требований относимости и допустимости, в обоснование заявленного требования в данной части ни Ахметхановым М.Ф., ни его представителем Быковой Е.В. суду не представлены.
При исследовании подписей избирателей в вышеперечисленных подписных листах, представленных кандидатом Ширяевой Л.Н., которые были отобраны для проверки рабочей группой окружной избирательной комиссии, у суда не возникло каких-либо сомнений в их действительности и достоверности.
Также административный истец и его представитель утверждают, что некоторые представленные кандидатом Ширяевой Л.Н. подписи избирателей подлежат признанию недействительными по подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку в них содержатся сведения о сборщиках подписей К., Н., О., Б. и С., не соответствующие действительности, поскольку эти сведения не совпадают с информацией о сборщиках подписей, указанной в нотариально заверенном списке сборщиков подписей.
При исследовании подписных листов, представленных в поддержку кандидата Ш., судом установлено, что подписные листы, в которых подписи избирателей заверялись сборщиками подписей К., Н., О. и Б., рабочей группой ОИК N 25 не подвергались проверке, в связи с чем доводы Ахметханова М.Ф. и его представителя в обоснование иска в данной части являются несостоятельными, поскольку недействительными могут быть признаны только те подписи избирателей, которые перечислены в протоколе случайной выборки и подлежали проверке.
Что касается подписных листов N 81, 82, 83, 84, 89, 90, подписи избирателей в которых заверены сборщиком подписей С., то в связи с несоответствием данных о месте жительства сборщика подписей, указанных в названных подписных листах, и такими же сведениями, содержащимися в нотариально заверенном списке сборщиков подписей, судом был сделан запрос в Управление по делам миграции Главного управления МВД России по Пермскому краю о предоставлении сведений о месте жительства С. Как следует из поступившего в суд ответа на запрос, место жительства сборщика подписей избирателей, указанное в подписных листах, соответствует действительности.
Доводы административного истца о том, что часть представленных кандидатом Ширяевой Л.Н. подписей избирателей подлежит признанию недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом "к" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 названного Федерального закона, являются ошибочными.
В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
В обоснование иска в данной части Ахметханов М.Ф. и его представитель сослались на то, что сборщики подписей О. и С1. являются членами участковых избирательных комиссий (что лицами, участвующими в деле, не оспаривается), в связи с чем подписи избирателей, заверенные указанными сборщиками подписей, подлежат признанию недействительными.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, подписные листы с подписями избирателей, заверение которых осуществляли сборщики подписей О. и С1., рабочей группой окружной избирательной комиссии не проверялись, поэтому основания для признания этих подписей избирателей недействительными отсутствуют.
Утверждения административного истца и его представителя о том, что часть подписей избирателей в поддержку кандидата Ширяевой Л.Н. подлежат признанию недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, являются голословными и ничем не подтверждены. При исследовании подписных листов, которые подвергались проверке рабочей группой ОИК N 25, судом не установлено таких подписей избирателей.
Доводы Ахметханова М.Ф. и его представителя о том, что окружной избирательной комиссией Ширяевой Л.Н. должно было быть отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 по основанию, предусмотренному подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ в связи с тем, что первый финансовый отчёт кандидата оформлен с нарушением закона, не нашли своего подтверждения.
Пунктом 9 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что законом может быть предусмотрено, что кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчёт.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 32 Закона N 766-ПК для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат представляет в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчёт кандидата.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 г. N 193/19-2 утверждена Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края (далее - Инструкция).
В силу требований пункта 4.6 Инструкции финансовый отчёт (первый, итоговый) составляются по форме N 4 приложения N 8. Пример заполнения финансового отчёта (первого, итогового) приведен в приложении N 9.
Пунктом 4.7 Инструкции установлено, что финансовый отчёт (первый, итоговый) кандидата состоит из следующих документов: учёта поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда (форма N 1 приложение N 1); финансового отчёта (форма N 4 приложение N 8); справки об оставшихся средствах избирательного фонда.
Изучив представленный для регистрации кандидатом Ширяевой Л.Н. первый финансовый отчёт (том 1, л.д. 68 - 72), суд приходит к выводу, что он полностью соответствует требованиям, перечисленным в пунктах 4.6 и 4.7 Инструкции: он состоит из финансового отчёта, учёта поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата и выписки из лицевого счёта об оставшихся средствах избирательного фонда. В первом финансовом отчёте указаны все сведения, предусмотренные утверждённой формой.
Учитывая положения подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, а также то, что первый финансовый отчёт кандидата Ширяевой Л.Н. оформлен без нарушения избирательного законодательства, у ОИК N 25 отсутствовали основания для принятия решения об отказе Ширяевой Л.Н. в регистрации кандидатом в депутаты.
Предположения административного истца и его представителя о том, что в первом финансовом отчёте Ширяевой Л.Н. не указаны все фактически произведённые расходные операции в отношении денежных средств избирательного фонда кандидата, поскольку заверение списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку данного кандидата осуществлялось разными нотариусами и в разное время, не свидетельствует о том, что первый финансовый отчёт Ширяевой Л.Н. оформлен с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иных законов. Документ, подтверждающий оплату изготовления подписных листов из избирательного фонда кандидата Ширяевой Л.Н. представлен (том 1, л.д. 128).
Суд соглашается с доводами представителя заинтересованного лица Ширяевой Л.Н. - Пономарева С.А., а также доводами представителя ОИК N 25 - Логинова А.С. о том, что из числа признанных недействительными подписей избирателей, представленных в поддержку кандидата Ширяевой Л.Н., подлежат исключению две подписи - подпись 2 в подписном листе 164 и подпись 1 в подписном листе 178, поскольку рабочая группа избирательной комиссии при проверке подписей вышла за пределы установленного лимита - 468 подписей, начиная с первой подписи в подписном листе 1 папки N 2. Путём арифметического подсчёта четыреста шестьдесят восьмая подпись избирателя находится на листе 162 (подпись N 2).
Таким образом, общее количество недействительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата Ширяевой Л.Н. составляет 26 подписей (5,56 % от общего числа проверенных подписей), в связи с чем доводы Ахметханова М.Ф. и его представителя Быковой Е.В. о том, что число недействительных и (или) недостоверных подписей избирателей в подписных листах, представленных кандидатом Ширяевой Л.Н., превышает 10 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, являются несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу, что при рассмотрении представленных кандидатом Ширяевой Л.Н. избирательных документов у ОИК N 25 отсутствовали основания для вынесения решения об отказе в регистрации данного кандидата по подпунктам "в.1", "г.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, решение избирательной комиссии от 12 августа 2016 г. N 12/01-2 о регистрации Ширяевой Л.Н. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 является законным, в связи с чем Ахметханову М.Ф. в удовлетворении административного иска следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 Ахметханова М.Ф. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 от 12 августа 2016 г. N 12/01-2 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 25 Ширяевой Л.Н." отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Решение не вступило в законную силу.
Судья - подпись -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.