Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Александровой М.А.,
судей Кузиной Т.М., Малиновской А.Л.,
при секретаре Шистеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щапова Н.И. к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Тайшетском районе Иркутской области о включении в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии период действительной военной службы в районах Крайнего Севера, назначении пенсии,
по апелляционным жалобам Щапова Н.И. и Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Тайшетском районе Иркутской области на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 16 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Щапов Н.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Тайшетском районе Иркутской области (далее - УПФР в Тайшетском районе), указав в обоснование требований, что (дата изъята ) он обратился в УПФР в Тайшетском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях"" от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Решением ответчика (номер изъят) от (дата изъята ) период прохождения срочной военной службы в должности заместителя командира роты в войсковой части (номер изъят) в г. Петропавловск-Камчатский с 06.11.1987 по 28.09.1989 не включен в стаж на соответствующих видах работ.
С данным решением истец не согласен, так как его трудовой стаж начался с (дата изъята ) в п. Усть-Омчуг Магаданской области, где он проработал до увольнения в связи с призывом на военную службу в Советской Армии. После увольнения в запас с (дата изъята ) он приступил к трудовой деятельности по прежнему месту жительства в п. Усть-Омчуг, где проработал до (дата изъята ).
На основании изложенного Щапов Н.И. просил суд обязать УПФР в Тайшетском районе включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период действительной военной службы в районах Крайнего Севера с (дата изъята ) по (дата изъята ) и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с (дата изъята ).
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 16.06.2016 исковые требования Щапова Н.И. удовлетворены частично.
На УПФР в Тайшетском районе возложена обязанность включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период военной службы Щапова Н.И. в должности старшего лейтенанта с (дата изъята ) по (дата изъята ) и назначить Щапову досрочную страховую пенсию по старости с (дата изъята ). В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Щапов Н.И. просит решение суда изменить, удовлетворив заявленные исковые требования. В обоснование доводов указывает, что пенсия должна быть назначена с (дата изъята ), то есть с момента возникновения права на нее, так как первоначально с заявлением о назначении досрочной пенсии он обратился к ответчику (дата изъята ).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Слободчикова М.В. просит решение суда отменить. В обоснование доводов указывает, что Щапов Н.И. проходил военную службу в офицерском составе, что в свою очередь не дает права на включение периода его военной службы, в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, так как это право предоставляется только солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям.
Ссылается на то, что суд неправильно истолковал ст. 78 Закона СССР от 12.10.1967 "О всеобщей воинской обязанности". Работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - это работа не по специальности, а работа в тяжелых и экстремальных климатических условиях. То есть, работа по специальности и работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, это два разных понятия, что судом при вынесении решения не принято во внимание.
Считает, что суд необоснованно применил к данным правоотношениям постановление Совета Министров СССР N 286 от 04.04.1961, так как оно распространяется только на офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы. Вместе с тем, истец проходил срочную военную службу.
Относительно апелляционной жалобы истца поступили письменные возражения от представителя ответчика Слободчиковой М.В.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Малиновской А.Л., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Президиумом Верховного Совета СССР 10.02.1960 был принят Указ "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", которым были предусмотрены льготы и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и распространении этих льгот на всех рабочих и служащих указанных районов, в том числе исчисление одного года работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Постановлением Совета Министров СССР от 04.04.1961 N 286 "Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам, начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях" установлено, что офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным, начиная с 1960 года, в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 01.08.1945) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.
Во изменение и дополнение к Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ от 26.09.1967 N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", пунктом 2 которого предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в района Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно ст. 78 Закона СССР от 12.10.1967 "О всеобщей воинской обязанности", время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы, и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с п. 2 ст. 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности (п. 2).
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (с изменениями и дополнениями) Камчатская и Магаданская области отнесены крайонам Крайнего Севера.
Судом установлено, что (дата изъята ) Щапов Н.И. обратился в УПФР в Тайшетском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика (номер изъят) от (дата изъята ) в назначении страховой пенсии истцу отказано, поскольку не представлена справка о дислокации восковой части (номер изъят) в районе Крайнего Севера, в которой проходила срочная военная служба в период с (дата изъята ) по (дата изъята ). Ответчик учел в страховой стаж истца 30 лет 09 месяцев 01 день, при требуемом 25 лет, в стаж на соответствующих видах работ 11 лет 11 месяцев 03 дня.
Обратившись повторно (дата изъята ) в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, ответчик своим решением (номер изъят) от (дата изъята ) отказал в назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в период с (дата изъята ) по (дата изъята ) Щапов Н.И. проходил службу в офицерском звании старшего лейтенанта.
Как следует из материалов дела, в спорный период с (дата изъята ) по (дата изъята ) истец проходил военную службу по призыву в воинской части (номер изъят) в должности старшего лейтенанта, которая дислоцировалась г. Петропавловск-Камчатский, Камчатской области. При назначении пенсии ответчик не учел указанный период в стаж работы истца в районах Крайнего Севера.
После увольнения с военной службы истец в течение месяца трудоустроился в Тенькинский райком КПСС п. Усть-Омчуг Магаданской области.
Период работы с (дата изъята ) по (дата изъята ) в Тенькинский райком КПСС п. Усть-Омчуг Магаданской области, и с (дата изъята ) по (дата изъята ) в государственной налоговой инспекции по Теньковскому району Магаданской области учтены ответчиком в стаж работы истца в районах Крайнего Севера.
Удовлетворяя заявленные истцом требования в части включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода военной службы, суд первой инстанции исходил из указанных выше норм права и установленных обстоятельств того, что Щапов Н.И. проходил действительную срочную службу в районах Крайнего Севера в должности офицера и устроился на работу в организацию, расположенную в районах Крайнего Севера в течение трех месяцев после увольнения в запас, следовательно, имеет право на включение спорного периода в стаж работы в особых климатических условиях (РКС) и досрочное назначение пенсии.
Установив право истца на включение периода военной службы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, руководствуясь ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции обоснованно назначил Щапову Н.И. пенсию с (дата изъята ), то есть с момента обращения за ней.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы Щапова Н.И. о том, что пенсия должна быть назначена с (дата изъята ), то есть с момента возникновения права на нее, так как первоначально с заявлением о назначении досрочной пенсии он обратился к ответчику (дата изъята ), отклоняются судебной коллегией, поскольку в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлено доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основанием к отмене судебного постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда, а в полном объеме повторяют позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Суд правильно применил к спорным правоотношениям Постановление Совета Министров СССР от 04.04.1961 N 286 "Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам, начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях". Данный нормативный акт предусматривает возможность включения военной службы в районах Крайнего Севера в стаж работы в районах Крайнего Севера офицерам, уволенным в запас. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что данное постановление к спорным правоотношениям не применяется, основаны на неправильном толковании норм права.
Апелляционные жалобы не содержат иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 16 июня 2016 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Александрова
Судьи Т.М. Кузина
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.