Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Кубаревой Т.В.,
судей Кулакова А.В., Лозовой Н.В.
при секретаре Сергеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
07 июля 2016 года
по докладу судьи Лозовой Н.В.
дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Торжок Тверской области
на решение Торжокского городского суда Тверской области от 04 марта 2016 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию муниципального образования города Торжок Тверской области предоставить Бусыгиной Л.М. на состав семьи из двух человек (она и сын Голышев А.А.) вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте муниципального образования город Торжок, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства".
Судебная коллегия
установила:
Торжокский межрайонный прокурор, действуя в интересах Бусыгиной Л.М., с учетом уточнения в порядке статьи 39 ГПК РФ исковых требований, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Торжок Тверской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В обоснование заявленных требований указал, что согласно акту обследования от 02.12.2015 N92 межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенной распоряжением администрации города Торжка от 13.02.2008 N48-р (в редакции от 24.10.2014 N321-р), многоквартирный дом по адресу: "адрес", не отвечает требованиям жилого помещения, распоряжением администрации города Торжка Тверской области N485-р от 30.12.2015 признан аварийным и подлежащим сносу, включен в перечень аварийного жилищного фонда в связи с физическим износом; установлен срок обеспечения жилой площадью нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме до 31.12.2019 в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Бусыгина Л.М. занимает по договору социального найма квартиру N в данном доме, являющуюся муниципальной собственностью, состоит на учете при администрации города Торжка в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения с 11.12.1991, по состоянию па 01.01.2016 номер очереди 123, в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, действующую в настоящее время, не включена. Проживание Бусыгиной Л.М. в занимаемом ею жилом помещении невозможно также по причине того, что отопительная печь находится в ненадлежащем состоянии - из заключения отдела надзорной деятельности по г.Торжку и Торжокскому району ГУ МЧС России по Тверской области от 08.09.2014 N1356/2-13-19 следует, что отопительная печь в квартире, занимаемой Бусыгиной Л.М., имеет повреждения, запрещающие ее эксплуатацию согласно п. 81 Правил противопожарного режима, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N390. Бусыгина Л.М. находится в пожилом возрасте, является "данные изъяты", обратилась к прокурору с вопросом о нарушении ее жилищных прав.
Просил обязать администрацию муниципального образования город Торжок Тверской области предоставить Бусыгиной Л.М. на состав семьи из двух человек (нее и сына Голышева А.А.) вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
В судебном заседании прокурор исковые требования в интересах Бусыгиной Л.М. поддержал.
Истец Бусыгина Л.М. в судебном заседании иск поддержала, согласилась с пояснениями прокурора, дополнительно указала, что жилой дом, в котором она проживает с 1987 года, 1870 года постройки, до этого в здании 90 лет располагался вокзал. Какого-либо иного жилого помещения в пользовании либо в собственности она с сыном не имеют.
Представитель ответчика администрации муниципального образования город Торжок Алексеев Н.А.исковые требования не признал и пояснил суду, что, возможно, Бусыгина Л.М. и обладает правом на внеочередное предоставление ей жилья по договору социального найма, но администрация не имеет возможности предоставить ей на состав семьи жилое помещение вне очереди ввиду отсутствия свободного жилья. В распоряжении администрации города Торжка N485-р от 30.12.2015 указано, что расселение граждан из аварийного дома должно произойти до 31.12.2019 в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В настоящее время в муниципальном образовании какая-либо программа по переселению граждан из аварийного жилья не принята и не действует.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Голышев А.А. исковые требования поддержал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация города Торжок просит решение суда отменить как незаконное, приняв новое.
Ссылается на то, что до 01.01.2012 во всех муниципальных образованиях Тверской области расселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2012, производилось в рамках региональной программы Тверской области "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 25.06.2013 N 273-пп. Выделение средств на указанные цели производилось за счет финансовой поддержки государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и областного бюджета Тверской области. Расселение граждан из аварийных домов, признанных таковыми до 01.01.2012, планировалось до 31.12.2.019 аналогичным образом в рамках региональной программы.
В муниципальном образовании город Торжок программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2012, выполнена в установленные сроки. Вместе с тем, в ряде муниципальных образований Тверской области мероприятия по переселению граждан, предусмотренные программой, не были выполнены, соответственно областному бюджету Тверской области не представлены средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ, вследствие чего до настоящего времени не принята (как планировалось) региональная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012. Средства на указанные цели не предусмотрены и в бюджете муниципального образования город Торжок ввиду наличия его дефицита. С 01.01.2012 по настоящее время в муниципальном образовании город Торжок признано аварийными 16 домов, из которых подлежат переселению 327 человек.
Согласно решению Торжокской городской Думы от 24.12.2015 N 8 "О бюджете муниципального образования город Торжок на 2016 год" общий объем доходов бюджета муниципального образования составляет 612263,7 тыс. руб.
Свободных жилых помещений, отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства для предоставления Бусыгиной Л.М. на состав семьи из двух человек (ей и сыну Голышеву А.А.), в настоящее время в муниципальном жилищном фонде не имеется, в связи с чем, исполнить постановленное Торжокским городским судом решение не представляется возможным. Кроме того, Голышев А.А., будучи зарегистрированным в квартире "адрес", фактически там не проживает.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав докладчика по делу, прокурора Полещук Р.С. и Бусыгину Л.М., возражавших в удовлетворении жалобы, судебная коллегия оснований для отмены постановленного по делу решения не находит.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судом первой инстанции установлено, что квартира N, площадью ПЛОЩАДЬ, расположенная по адресу: "адрес", является муниципальным имуществом и внесена в реестр муниципальной собственности за N.
Из выписки из домовой книги квартиросъемщика на квартиру "адрес" усматривается, что в жилом помещении зарегистрированы: Бусыгина Л.М. (наниматель) - с 07.08.1987, Голышев А.А. (сын) с 21.02.2001.
22 июля 2013 года между комитетом по управлению имуществом города Торжка, действующим от имени муниципального образования город Торжок (собственника имущества), и Бусыгиной Л.М. на вышеуказанное жилое помещение заключен договор социального найма. Пунктом 3 Договора указано, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется член семьи Голышев А.А., сын.
Распоряжением администрации города Торжка Тверской области от 30.12.2015 N485-р "О признании многоквартирного дома N5, расположенного до адресу: г.Торжок, улица Стадионная, аварийным, и подлежащим сносу" на основании акта обследования от 02.12.2015 N92, заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 23.12.2015 N 92, заключения Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 16.09.2013 N4161-В по акту от 13.08.2013 N2210/4161-В проведения мероприятий по контролю технического состояния дома "адрес", вышеуказанный жилой многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу; включен в перечень аварийного жилищного фонда в связи с физическим износом, признан подлежащим сносу; решено произвести обеспечение жилой площадью нанимателей жилых помещений в указанном многоквартирном доме до 31.12.2019 в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Бусыгина Л.М. состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении с 11 декабря 1991 года и по состоянию на 04 марта 2016 гола номер очереди на общих основаниях 123, номер учетного дела - 155.
Из ответа администрации города Торжка на имя заместителя Торжокского межрайонного прокурора Поповича А.В. следует, что предоставить Бусыгиной Л.М. жилое помещение администрация муниципального образования город Торжок не имеет возможности из-за отсутствия свободного жилого помещения, пригодного для проживания. При высвобождении жилых помещения их распределение будет осуществляться в порядке существующей очередности. В настоящее время региональная адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012, отсутствует.
Из содержания справки ГУ МЧС по Тверской области от 08.09.2014 следует, что отопительная печь, расположенная в квартире N9 по ул. Стадионной в г.Торжке, находится в неисправном состоянии, имеются трещины в кладке печи и в противопожарной отступке печи как со стороны жилой комнаты, так и со стороны помещения кухни. Также имеются повреждения топливной камеры и топочного отверстия печи. Имеются следы косметического ремонта данных трещин и повреждений. Данные трещины образуются периодически вследствие просадки полов и перекрытий здания дома. Эксплуатация отопительной печи в указанной квартире с выявленными повреждениями запрещена.
Установив, что Бусыгина Л.М. проживает в муниципальной квартире, расположенной в подлежащем сносу ввиду аварийности доме, состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 1, 2, 3 ст. 52, ст. 57 ЖК РФ, обоснованно сделал вывод о необходимости возложения на Администрацию муниципального образования города Торжка обязанности по предоставлению Бусыгиной Л.М. на состав 2 человека вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Торжка повторяют позицию, занятую ею при рассмотрении настоящего спора в суде первой инстанции.
Положения части 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Однако, жилое помещение в нарушение вышеуказанных положений действующего законодательства, администрацией города .Торжка Бусыгиной Л.М. не предоставлено, что свидетельствует о нарушении жилищных прав истца.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст.57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст.15 ЖК РФ).
Доводы жалобы о том, что Голышев А.А., будучи зарегистрированным в квартире N вместе с матерью Бусыгиной Л.М., фактически с ней не проживает, повлиять на вывод о правильности постановленного по делу решения не могут, так как суду первой и апелляционной инстанции не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности последнего проживать в данной квартире, расположенной в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, либо о наличии у последнего другого жилья, пригодного для проживания.
В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к повторению изложенной стороной ответчика позиции, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не содержат дополнительных подтверждений, которые не были представлены в суд первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных к спорным отношениям, направлены к иной оценке доказательств, оснований для которой судебной коллегией не усматривается, в связи с чем не являются основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Торжокского городского суда Тверской области от 04 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Торжок Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Кубарева
Судьи А.В. Кулаков
Н.В. Лозовая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.