Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., с участием представителей Самарской таможни Гребневой О.К., Федорова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Самарской таможни на основании доверенности Рудакова С.И. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении Мухамедова Э.З. отменено с прекращением производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ Мухамедов Э.З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, Мухамедов Э.З. обратился с жалобой в Ленинский районный суд г. Самары, определением которого от ДД.ММ.ГГГГ жалоба направлена по подведомственности в Красноглинский районный суд г. Самары, которым ДД.ММ.ГГГГ вынесено указанное выше решение.
В своей жалобе представитель административного органа считает решение суда незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить с оставлением в силе постановления административного органа.
Изучив материалы административного дела, выслушав Гребневу О.К., Федорова И.В. поддержавшего жалобу, считаю, что постановление административного органа и решение районного суда подлежат отмене по следующим основаниям.
В части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Данная норма означает то, что дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению тем органом, к подведомственности которого соответствующее дело отнесено КоАП РФ в момент рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях в области валютного законодательства, в частности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, относится к органам валютного контроля (часть 1 статьи 23.60 КоАП РФ).
На основании пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
При этом, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года за N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а её функции как органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе. Также установлено, что Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Согласно положениям части 1 статьи 22.3 КоАП РФ, в случае упразднения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.
Аналогичные положения содержатся и в п. 5 Пленума Верховного Суда РФ в пункте 3 Постановления от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, в силу прямого указания закона данное дело со ДД.ММ.ГГГГ подведомственно Федеральной таможенной службе, а в частности, её структурному подразделению - Самарской таможне, однако рассмотрено оно ДД.ММ.ГГГГ руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, то есть должностным лицом ненадлежащего административного органа, что влечёт безусловную отмену указанного выше постановления о назначении административного наказания, а учитывая, что судом первой инстанции данное обстоятельство оставлено без должного внимания - отмену вынесенного районным судом решения по настоящему делу.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, то есть, на сегодняшний день сроки давности привлечения виновного лица к административной ответственности за совершение указанного правонарушения, допущенного ДД.ММ.ГГГГ (дата заключения договора купли-продажи самоходной машины) не истекли.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
С учетом установленного по делу, ввиду допущенных процессуальных нарушений, постановление административного органа и решение суда первой инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в административный орган - Самарскую таможню.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ и постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении Мухамедова Э.З. - отменить, направить материалы дела в Самарскую таможню для рассмотрения по подведомственности.
Жалобу представителя Самарской таможни на основании доверенности Рудакова С.И. - удовлетворить частично.
Судья Самарского областного суда подпись
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.