Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного су да в составе:
Председательствующего - Калинниковой О.А.,
Судей - Черкуновой Л.В., Набок Л.А.
при секретаре Майдановой М.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Утешева А.И. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 07 июня 2016 года, которым постановлено:
"Иск Утешева А.И. к Главному управлению МЧС России по Самарской области и ФГКУ "3 отряд ФПС по Самарской области" о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья и взыскании расходов по оплате услуг представителя - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
29.02.2016 г. Утешев А.И. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Самарской области, ФГКУ "3 отряд Федеральной противопожарной службы по Самарской области" о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в должности *** ПСЧ-71 ФГКУ "3 отряд Федеральной противопожарной службы по Самарской области" в звании ***.
20.12.2015 г. его уведомили о предстоящем увольнении с 14.03.2016 г. по п. "б" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, т.е. в связи с достижением предельного возраста, без предоставления единой социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой он имеет в силу ФЗ от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По состоянию на 01.02.2016 г. его выслуга лет по службе составляет 21 год.
С 12.02.2015 г. на основании решения комиссии ГУ МЧС России по Самарской области поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Полагает, что выплату должны были произвести в период прохождения им службы, в связи с чем 18.01.2016 г. он подал рапорт в адрес начальника ФГКУ "3 отряд Федеральной противопожарной службы по Самарской области" об оставлении на службе сверх установленного предельного возраста на основании п. "а" ч.ч. 2, 3, 4 ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, в удовлетворении которого ему отказано.
Ссылаясь на решение коллегии МЧС РФ от 16.04.2015 г. N 8/1 согласно которому не допускается образование кредитной задолженности по выплатам социального характера; обеспечение дополнительными выплатами производится в первоочередном порядке младшего начальствующего состава и работников реагирующих подразделений; окончательный расчет по выплатам социального характера должен быть произведен до 20.12.2015 г. (ст. 7 решения), а также учитывая, что он состоит на учете для получения социальной выплаты, считает, что единовременной социальной выплатой на приобретение или строительство жилья он должен быть обеспечен до увольнения со службы.
Указывая на данные обстоятельства, Утешев А.И., уточнив исковые требования (л.д. 51), просил суд обязать ГУ МЧС России по Самарской области предоставить социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в размере 2 296 847 руб., а также взыскать с ответчиков в равных долях расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб.
Судом постановлено указанное выше решение об отказе в иске.
В своей апелляционной жалобе Утешев А.И. просит решение суда отменить. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В суде апелляционной инстанции представитель Утешева А.И. - Пугаев Ф.Р. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ГУ МЧС России по Самарской области Серяпова С.М. и ФГКУ "3 отряд Федеральной противопожарной службы по Самарской области" Хмелевский С.М. возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч.ч. 1, 2 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Как видно из материалов дела Утешев А.И. проходил службу в государственной противопожарной службе с 1993 г. С 06.08.2007 в ПСЧ-71 ФГКУ "3 отряд Федеральной противопожарной службы по Самарской области", с 01.11.2009 г. в должности *** (л.д. 89-90).
Решением комиссии ГУ МЧС России по Самарской области от 12.02.2015 г. на основании заявления и приложенных документов Утешев А.И. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 14-15, 57-70).
20.12.2015 г. истец был уведомлен о предстоящем увольнении с 14.03.2016 г. по п. "б" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (в связи с достижением предельного возраста) (л.д. 12).
Рапорт Утешева А.И. от 18.01.2016 г. об оставлении на должности сверх установленного возраста ввиду непредоставления на день предупреждения об увольнении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения оставлен без удовлетворения (л.д. 16).
14.03.2014 г. Утешев А.И. обратился к начальнику ФГКУ "3 отряд ФПС по Самарской области" с рапортом об увольнении с 29.03.2016 г. (л.д. 48).
20.03.2016 г. на основании приказа ФГКУ "3 отряд ФПС по Самарской области" по личному составу N* Утешев А.И. уволен из ГПС МЧС России по пункту "б" части 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижении предельного возраста) 29.03.2016 г. Выслуга лет на день увольнения составляет: в календарном исчислении - 21 год 02 месяца 06 дней, в льготном исчислении не имеет. Выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет 21 год (л.д. 47).
Полагая свои права нарушенными, в обоснование исковых требований истец ссылается на нормативно-правовые акты, регулирующие порядок предоставления социальных гарантий, в частности в области жилищного обеспечения, военнослужащим, указывая на положения ФЗ "О статусе военнослужащих", Положения о порядке прохождения военной службы, которые не позволяют производить увольнение граждан несущих военную службу по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а также исключать без их согласия из списков очередников на получение жилых помещений.
Оценивая доводы Утешева А.И. в этой части, суд первой инстанции обоснованно счел их ошибочными, указав, что положения названных нормативно-правовых актов не могут быть применены в отношении истца, поскольку порядок предоставления социальных гарантий сотрудникам ГПС МЧС России, в частности, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, урегулирован специальным Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 1 закона N 283-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно ч. 1 ст. 4 закона, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
При этом, ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при наличии предусмотренных законом условий.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены "Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации".
Согласно п. 23 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очерёдности принятия их на учёт.
По сведениям о сотрудниках ФПС ГПС МЧС России, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты территориального органа МЧС России, учреждений, организаций МЧС России порядковый номер истца в очереди - 53 (л.д. 177).
На основании ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, право на получение указанной выплаты сохраняется за бывшими сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, которые в период прохождения службы были в установленном порядке поставлены на учет имеющих право на получение единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных в части 3 данной статьи, и уволены со службы в органах и учреждениях с правом на пенсию.
Аналогичные положения содержит п. 14 Правил.
Факт постановки Утешева А.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, как и право на получение такой выплаты в установленном порядке, ответчиками не оспаривается. Доказательств снятия истца с указанного учета, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований Утешева А.И. не имеется.
Правовые основания для предоставления выплаты до увольнения, как и для первоочередного либо внеочередного обеспечения Утешева А.И. единовременной социальной выплатой отсутствуют.
Учитывая положения действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание ссылки истца на положения Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утверждённых постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", поскольку такая форма государственной финансовой поддержки обеспечения жильем отдельных категорий граждан, как предоставление в ходе реализации федеральной целевой программы "Жилище" за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом является иным (по основаниям, условиям и иным критериям) способом реализации социальной функции государства в жилищной сфере.
При этом, гражданин в случае его соответствия определенным критериям вправе выбрать только один из способов реализации права на жилище.
Как следует из материалов дела, ранее положительным решением комиссии ФКУ "Управления госэкспертизы и жилищного обслуживания МЧС России" Приволжского филиала по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения (протокол N 33 от 20.12.2013 г.) Утешев А.И. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в специализированном жилом помещении в г. Самара (л.д. 155-156).
Однако, участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", участие в которой носит заявительный характер, Утешев А.И. не является.
Исследованными доказательствами подтверждается, что реализуя право выбора способа жилищного обеспечения, Утешев А.И. выразил желание на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и решением комиссии ГУ МЧС России по Самарской области от 12.02.2015 г. был поставлен на соответствующий учет.
При этом, при подаче заявления о принятии на учет Утешев А.И. был предупрежден и согласен, что при получении ЕСВ он будет снят с учета на получение жилого помещения по договору социального найма (для принятия на учет по улучшению жилищных условий до 01 марта 2005 г.) (л.д. 61).
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом первой инстанции не применен закон подлежащий применению, являются необоснованными, поскольку к спорным правоотношениям судом правильно применен Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием и предоставлением социальных гарантий сотрудникам и бывшим сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении.
Ссылки в жалобе на решения коллегии МЧС России от 16.01.2015 г. N 8/1 несостоятельны, поскольку указанные решения не предполагают отмену установленного законом порядка предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в соответствии с очередностью постановки на учет при наличии соответствующего финансирования из средств федерального бюджета.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что при постановке его на учет был нарушен трехмесячный срок принятия решения, имеет место нарушение порядка очередности, противоречат материалам дела.
Из материалов дела следует, что с первоначальным заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренной ст. 4 Федерального закона 283-ФЗ, Утешев А.И. обратился 07.02.2014 г. (л.д. 57-60). Однако, им был представлен не полный пакет документов, необходимых для рассмотрения вопроса постановки на учет.
Весь перечень необходимых документов был представлен Утешевым А.И. только 12.12.2014 г. (л.д. 64-65). По его заявлению вынесено заключение, произведен расчет ЕСВ (л.д. 68-70).
Согласно п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 369 от 24.04.2013 г., на основании заявления и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет.
Решение о постановке Утешева А.И. на учет для получения ЕСВ принято 12.02.2015 г. (л.д. 66-70), что соответствует установленному законом сроку.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. При этом, сотруднику, имеющему 3-х и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников (п. 23 Правил).
Доказательств, свидетельствующих о нарушении правил очередности при составлении Списка сотрудников, имеющих право на получение ЕСВ, суду не представлено.
Доводы Утешева А.И. о нарушении порядка его увольнения с занимаемой должности не могут быть учтены, поскольку не являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 07 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Утешева А.И. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.