Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Самарского областного суда в составе:
председательствующего Бочкова Л.Б.,
судей: Сивохина Д.А., Салдушкиной С.А.,
при секретаре Майдановой М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "Департамент ЖКХ г.Тольятти" в лице представителя Овечкиной Н.М. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 мая 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Носковой Т.Н. к ООО "Департамент ЖКХ г.Тольятти" об обязании принять в эксплуатацию приборы учета холодной и горячей воды, произвести перерасчет платы за горячее и холодное водоснабжение, исходя из показаний приборов учета, взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Обязать ООО "Департамент ЖКХ г.Тольятти" принять в эксплуатацию приборы учета холодной и горячей воды, установленные в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес"
Обязать ООО "Департамент ЖКХ г.Тольятти" произвести перерасчет платы за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, исходя из показаний приборов учета за период с 16.10.2014 года по 01.03.2016 года в сумме 22084 рубля 28 копеек.
Взыскать с ООО "Департамент ЖКХ г.Тольятти" компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штрафную санкцию в размере 11542 рубля 14 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с ООО "Департамент ЖКХ г.Тольятти" в доход местного бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в общем размере 1162 рубля 53 копейки".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бочкова Л.Б., пояснения представителя ООО "Департамент ЖКХ г.Тольятти" - Овечкиной Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Носкова Т.Н. обратилась в суд с иском к ООО "Департамент ЖКХ г.Тольятти" об обязании принять в эксплуатацию приборы учета холодной и горячей воды, произвести перерасчет платы за горячее и холодное водоснабжение, исходя из показаний приборов учета, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что истица является собственником квартиры по адресу: "адрес". Предоставление коммунальных услуг собственникам и нанимателям помещений в указанном доме N осуществляет ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти". В октябре 2014 года истица самостоятельно установилав квартире индивидуальные приборы учета потребления горячей воды. 16.10.2014 года она обратилась в управляющую компанию с заявлением об их опломбировке и вводе в эксплуатацию, в чём ответчиком истице было отказано в связи с непредставлением заявителем необходимого пакета документов. Согласно акту от 22.10.2014 года причиной отказа послужило отсутствие проекта на узел учета. Не согласившись с данным отказом, истица обратилась в прокуратуру г. Тольятти с заявлением о проведении проверки законности действий ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" по данному вопросу. Прокуратурой г. Тольятти заявление было направлено на рассмотрение в Государственную жилищную инспекцию Самарской области. В декабре 2014 года был получен ответ, из которого следует, что отсутствие проекта на узел учета не является основанием для отказа в опломбировке счетчиков учета и вводе в эксплуатацию.
Уточнив исковые требования, истица просила суд: обязать ООО "ДЖКХ г.Тольятти" принять в эксплуатацию приборы учета холодной и горячей воды, установленные в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес"; обязать ООО "ДЖКХ г.Тольятти" произвести перерасчет платы за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, исходя из показаний приборов учета, начиная с 16.10.2014 года в размере 22 084 рубля 28 копеек; взыскать с ООО "ДЖКХ г.Тольятти" компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей и штрафную санкцию в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Судом постановлено вышеизложенное решение о частичном удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с постановленным решением, ООО "Департамент ЖКХ г.Тольятти" в лице представителя подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На данную апелляционную жалобу от Носковой Т.Н. поступили возражения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Департамент ЖКХ г.Тольятти" Овечкина Н.М. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Иные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. О дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительной причине неявки в суд не уведомили.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы и возражения на нее, проверив в соответствии со ст. 330, 333 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Носкова Т.Н. и ФИО1 являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: "адрес"
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Действующее жилищное законодательство, в частности, ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ предусматривает также обязанность собственников жилого помещения по своевременному и в полном объеме внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В данном случае такой управляющей организацией является ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти".
На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги
рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по
показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления
коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов
РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Судом установлено, что по инициативе истицы в принадлежащей ей квартире самостоятельно (что не запрещено действующим законодательством) были установлены приборы учета холодной и горячей воды. Данные приборы сертифицированы, допущены к применению в Российской Федерации.
16.10.2014 года истица обратилась к ответчику с заявлением о вводе в эксплуатацию установленных приборов учета ХВС и ГВС, указав, что монтаж приборов учета осуществлен самостоятельно, представив копии паспортов на установленные приборы.
Актом от 22.10.2014 года допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета расхода воды, указанные приборы учета не приняты в эксплуатацию, в связи с отсутствием проекта на узел учета.
Признавая данный отказ ответчика необоснованным, суд правильно исходил из следующего.
Так, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, которые не содержат положений, предусматривающих наличие проекта для установки и ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию.
Специалист ФИО2 в судебном заседании пояснила, что необходимость проектной документации возникла в результате сложившейся практики.
Разделом VII поименованных Правил установлены порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний
В соответствии с п. п. 80, 81 указанных Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В соответствии с п. 81(4) Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его
паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в
том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Согласно п 81(5) Правил, несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) данных Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
Таким образом, перечень оснований, при наличии которых исполнитель вправе отказать потребителю в вводе прибора учета в эксплуатацию, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, при этом данный перечень не содержит такого основания как отсутствие проекта.
В соответствии с подп. "ж, у" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Ссылки представителя ответчика в обоснование своих доводов в части необходимости наличия соответствующего проекта для ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, на положения Постановления Правительства РФ N 776 от 04.09.2013 года "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод", суд обоснованно признал несостоятельными.
Постановлением Правительства РФ N 776 от 04.09.2013 года утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, регулирующие порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством РФ, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Исходя из положений указанного Постановления Правительства РФ следует, что законодателем требования к проектированию предъявляются лишь к узлам учета, а не к приборам учета, что не является идентичным.
Специалист ФИО2 допрошенная в судебном заседании, пояснила, что прибор учета входит в узел учета, состоящий также из отключающей арматуры и другого оборудования.
В частности, п. 8 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, предусмотрен порядок установки, эксплуатации, поверки, ремонта и замены узлов учета, представляющих собой техническую систему, состоящую из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет коммунальных услуг, в соответствии с п.п. а), б) которого требуется получение технических условий на проектирование узла учета и проектирование узла учета.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено доказательств, что истицей в жилом помещении, кроме приборов учета, устанавливалось какое-то дополнительное оборудование, в своей совокупности составляющее узел учета. Согласно заявке, Носкова Т.Н. просила управляющую организацию ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета, а не узел учета.
При таких обстоятельствах, и принимая во внимание, что специалист ФИО2 пояснила, что информации, содержащейся в паспорте приборов учета достаточно для того, чтобы их установить, суд пришел к правильному выводу о том, что управляющая организация неправомерно отказала истице в вводе приборов учета в эксплуатацию ввиду отсутствия к тому законных оснований, в связи с чем размер платы за коммунальные услуги должен рассчитываться исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а не исходя из нормативов.
Проверив представленный истицей перерасчет за период с 16.10.2014 года по 01.03.2016 года в размере 22 084 рубля 28 копеек, суд признал его правильным.
Представитель ответчика указанный перерасчет не оспаривал.
При таких обстоятельствах, суд правильно признал обоснованными требования истицы о принятии в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды, и произведении перерасчета, исходя из показаний приборов учета.
На основании требований ст. ст. 151, 1099-1101 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17 от 28.06.2012 года "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" суд правомерно взыскал с ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
В соответствии с требованиями ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" суд также правильно взыскал с ответчика в пользу истицы штраф в размере 11 542 рубля 14 копеек.
На основании ст. 103 ГПК РФ суд обоснованно взыскал с ООО "Департамент ЖКХ г.Тольятти" в доход местного бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 1 162 рубля 53 копейки.
Доводы жалобы о том, что представленный истицей паспорт не содержит схему монтажа прибора учета, а содержит только описание принципа действия прибора учета, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в решении, с которой судебная коллегия соглашается.
Вопрос о взыскании с ответчика в пользу истицы штрафа и компенсации морального вреда судом разрешен правомерно в соответствии с положениями Закона РФ "О защите прав потребителей", пункт 6 статьи 13 которого предусматривает штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя и статья 15 предусматривает компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителя.
При этом ссылка в жалобе на незаконное взыскание с ответчика компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, несостоятельна, поскольку судом первой инстанции с ответчика в пользу истицы взыскана компенсация в размере 1 000 рублей.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства.
Оснований для отмены либо изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Департамент ЖКХ г.Тольятти" в лице представителя Овечкиной Н.М. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.