Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Черкуновой Л.В.,
судей - Набок Л.А., Осиповой С.К.,
при секретаре - Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тамабекова М.В. на решение Приволжского районного суда Самарской области от 17 мая 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования администрации муниципального района Приволжский Самарской области к Тамабекову М.В. о взыскании денежных средств полученных в виде социальной выплаты в размере 712719 рублей - удовлетворить.
Взыскать с Тамабекова М.В. в бюджет муниципального района Приволжский Самарской области денежные средства социальной выплаты в сумме 712 719 (Семьсот двенадцать тысяч семьсот девятнадцать) рублей из которых: средства федерального бюджета в размере 277 960 рублей, средства областного бюджета в размере 433 761 рублей и средства местного бюджета 998 рублей.
Взыскать с Тамабекова М.В. в бюджет муниципального района Приволжский Самарской области государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.".
Заслушав доклад по делу по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Администрация муниципального района Приволжский Самарской области обратилась в суд с иском к Тамабекову М.В. о взыскании денежных средств, полученных в виде социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований указано, что Тамабеков М.В., являясь участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ" получил социальную выплату в размере 712 719 руб., представив необходимые документы, в том числе копию трудовой книжки, копию трудового договора, заключенного между ним и ИП Глава КФХ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которым ответчик принят на работу в фермерское хозяйство водителем. В ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ. Счетной палатой Самарской области комплексной проверки установлено, что Тамабеков М.В. в ИП Глава КФХ ФИО4 не работал, заработная плата ему не выплачивалась и налоговые платежи за него не осуществлялись. Таким образом, социальная выплата подлежит возврату, поскольку сведения о трудовой деятельности ответчика являлись недостоверными. Администрацией района в адрес Тамабекова М.В. было направлено требование о добровольном возврате полученных денежных средств, которое оставлено им без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Администрация муниципального района Приволжский Самарской области просила суд взыскать с Тамабекова М.В. в доход бюджета муниципального района Приволжский Самарской области денежные средства в размере 712 719 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Министерство Финансов РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Тамабеков М.В. просит решение суда отменить и принять новое решение, отказав администрации муниципального района Приволжский Самарской области в удовлетворении исковых требований. Считает, что представленные доказательства и показания свидетелей подтверждают факт его работы в ИП КФХ ФИО4 Указал, что выдача ему ФИО3. трудовой книжки является нарушением не с его стороны, а со стороны работодателя, а наличие у него двух трудовых книжек само по себе не может доказывать то обстоятельство, что он не работал в ИП КФХ ФИО4 водителем.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Тамабекова М.В. - Марковцева Ю.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Мануковская Д.А. (по доверенности) просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель истца Администрации муниципального района Приволжский Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Ответчики Тамабеков М.В., Тамабекова Н.Н., представитель третьего лица Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили документов, подтверждающих уважительность причины неявки, не представили, об отложении дела не просили.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года". Министерство сельского хозяйства РФ определено государственным заказчиком - координатором программы.
Ранее, до внесения в указанное постановление Правительства изменений, данная программа именовалась целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года" и федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года".
Указанными Программами предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Подпунктом "а" п.2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложением N 1 к Правилам.
В соответствии с п. 26 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:
а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862;
б) молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодым специалистом могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862.
Пунктом 27 указанного Типового положения установлено, что для включения в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, заявитель обязан предоставить, в том числе документы, подтверждающие признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий или не имеющим жилья в сельской местности, в которой он работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса.
Право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий (п. 4 Типового положения).
Судом установлено, что на основании протокола жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. N ФИО2 . "данные изъяты" Тамабекова М.В.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий составом семьи 2 человека - как молодая семья.
Протоколом заседания жилищной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ., утвержденным постановлением Главы муниципального района Приволжский Самарской области Тамабеков М.В. включен в программу "Социальное развитие села до 2012г." по категории "молодые семьи и молодые специалисты".
Установлено, что Тамабековым М.В. в администрацию муниципального района Приволжский Самарской области представлены документы, в том числе: копия трудовой книжки, копия трудового договора, заключенного между ИП Глава КФХ ФИО4 и Тамабековым М.В. от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому Тамабеков М.В. принят на работу в качестве водителя.
Установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией, ИП КФХ ФИО4 и Тамабековым М.В. заключен Договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты.
Свидетельством о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья N от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт выплаты Тамабекову М.В. социальной выплаты в сумме 712 719 руб.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., семья Тамабекова М.В. приобрела земельный участок и жилой дом у ФИО10 по адресу: "адрес".
В ходе проведения Счетной палатой Самарской области в ДД.ММ.ГГГГ комплексной проверки Администрации муниципального района Приволжский Самарской области установлено, что ИП КФХ ФИО4 не предоставлял сведения о доходах физических лиц и ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за Тамабекова М.В. Инспектором счетной палаты получены пояснения главного бухгалтера ИП КФХ ФИО4, согласно которым Тамабеков М.В. в КФХ ФИО4 не работал, заработная плата ему не выплачивалась и налоговые платежи за него не осуществлялись.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 8 ГК РФ устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Гражданские права и обязанности возникают, в числе прочего, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей и вследствие неосновательного обогащения.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Удовлетворяя исковые требования Администрации муниципального района Приволжский, суд пришел к выводу о том, что участвуя в реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" и получив денежные средства на улучшение жилищных условий, Тамабеков М.В. не выполнил установленное законом условие относительно поступления на работу в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности на срок не менее 5 лет, не представил доказательств выполнения указанного требования суду.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют требованиям закона и основаны на совокупности исследованных судом доказательств.
Так, в трудовой книжке ответчика имеется запись о том, что Тамабеков М.В. принят на работу в качестве водителя на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ, однако проверкой установлено, что в КФХ ФИО4 имеется приказ N от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении действия трудового договора с работником ФИО9
Работодатель ИП КФХ ФИО4 не представлял сведения о доходах физических лиц и ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за Тамабекова М.В. Документально факт работы Тамабекова М.В. у ИП КФХ ФИО4 подтверждается лишь за период с ДД.ММ.ГГГГ, уплатой страховых взносов в ПФР, что следует из выписки из лицевого счета застрахованного лица.
Из ответа ГУ-УПФ РФ в Приволжском районе Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в региональной базе данных "ПТК СПУ" имеются отчисления на Тамабекова М.В., произведенные ООО "Волгаэлектросбыт", не являющимся предприятием агропромышленного назначения, за период с ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Тамабеков М.В. состоял на учете в ГКУ Самарской области "Центр занятости населения с.р. Приволжский" в статусе безработного.
Согласно сообщению ГУ-УПФ РФ в Приволжском районе Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, в региональной базе данных "ПТК СПУ" имеются отчисления, произведенные работодателем - ИП КФХ ФИО4 в отношении ФИО8, ФИО7, ФИО6 за период с ДД.ММ.ГГГГ г. Ответчик в данном списке отсутствует.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5, работавшая у ИП КФХ ФИО4 главным бухгалтером с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что такого сотрудника как Тамабеков М.В. у фермера ФИО4 не было, зарплата ему не выплачивалась, налоговые платежи за него не отчислялись. Брат фермера ФИО4 ФИО1 также подтвердил в суде, что Тамабеков М.В. у брата не работал.
Представленная в дело справка 2 НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ согласно которой Тамабеков М.В. получал доход у ИП ФИО4 в период ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует об исполнении ответчиком трудовых обязанностей, поскольку справка подписана ФИО4, подпись главного бухгалтера отсутствует, данная информация налоговым органом не подтверждена. К тому же указанного периода недостаточно для признания ответчика исполнившим требования п. 26 Типового положения.
Доводы представителя ответчика о том, что Тамабеков М.В. работает в КФХ ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, основанием к отказу в иске являться не могут.
Согласно п. 33 Типового положения право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
Поскольку судом достоверно установлено, что с даты подписания трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения между сторонами не возникли, т.е. в период ДД.ММ.ГГГГ. ответчик не отвечал требованиям, установленным п. 26 Типового положения, оснований для учета сведений о работе в организации агропромышленного комплекса после ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Кроме того, Тамабеков М.В. не отрицал в судебном заседании, что он имеет две трудовые книжки.
Суд пришел к правильному выводу, что трудовая книжка от ИП КФХ ФИО4 выдана Тамабекову М.В. с нарушением Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства РФ "О трудовых книжках" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Таким образом, доводы ответчика о том, что Тамабеков М.В. работал в КФХ ФИО4 водителем с ДД.ММ.ГГГГ, получал ежемесячно заработную плату по платежной ведомости до ДД.ММ.ГГГГ. - даты смерти ФИО4, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Представленный в суд трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает факт начала работы Тамабекова М.В. в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет. При отсутствии одного из обязательных условий получения социальной выплаты не имеется законных оснований для выплаты спорной субсидии.
ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией м.р. Приволжский Самарской области в адрес Тамабекова М.В. направлено требование о добровольном возврате полученных денежных средств в размере 712 719 руб. в течение 10 дней, данное требование получено ответчиком лично ДД.ММ.ГГГГ
До настоящего времени Тамабеков М.В. возврат денежных средств не осуществил.
При несоблюдении условий, предусмотренных Типовыми положениями, уполномоченный орган (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре (п. 33).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции на законных основаниях пришел к выводу о необходимости возврата неосновательно полученных Тамабековым М.В. денежных средств.
Давая оценку исследованным доказательствам, исходя из требований закона, регулирующего правоотношения сторон, учитывая, что правовых оснований для выплаты ответчику указанных денежных средств не имелось, суд обоснованно удовлетворил исковые требования Администрации м.р. Приволжский Самарской области о взыскании с Тамабекова М.В. денежных средств, полученных в виде социальной выплаты.
Правильно, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ судом разрешен вопрос о взыскании с ответчика государственной пошлины в бюджет муниципального района Приволжский Самарской области
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами и истребованным судом доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к ошибочному толкованию законодательства и переоценке доказательств, оснований для которой не имеется.
Судебная коллегия отмечает, что Тамабеков М.В., принимая условия Программы, не мог не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает и целевое назначение выделяемых ему денежных средств. При этом вступая на добровольной основе в эти отношения, обязан был исходить из того, что предполагается не только приобретение им определенных прав и преимуществ, но и возложение на него определенных обязанностей по предоставлению, в том числе, доказательств, подтверждающих факт его работы по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. Учитывая перечисленные положения закона в их системной взаимосвязи, судебная коллегия считает, что правовых оснований для выплаты ответчику денежных средств не имелось. В связи с чем суд первой инстанции правомерно возложил на Тамабекова М.В. обязанность по их возврату.
Судебная коллегия полагает, что оценка представленных по делу доказательств выполнена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, результаты оценки судом подробно отражены в решении, и правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Приволжского районного суда Самарской области от 17 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тамабекова М.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.