Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Маркина А.В.
Судей: Пияковой Н.А., Клюева С.Б.
при секретаре: Лещевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Министерства сельского хозяйства Саратовской области и Счетной платы Саратовской области на решение Автозаводского районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 03.03.2016 г., которым постановлено:
"Отказать Министерству сельского хозяйства Саратовской области в удовлетворении исковых требований к Чиканковой Ю.С. о взыскании денежных средств".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маркина А.В., возражения представителя ответчика Чиканковой Ю.С. - Буц Е.В. (по доверенности) на доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось в Новоузенский районный суд Саратовской области с иском к Администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о признании действий по включению в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условий с использованием социальной выплаты, незаконными, к ФИО7, ФИО9, ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО14, ФИО1, ФИО2, ФИО4, Чиканковой Ю.С. о взыскании денежных средств.
В обоснование заявленных требований истцом было указано, что в результате проверки использования средств областного бюджета, выделенных на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, в рамках областной целевой программы "Социальное развития села ДД.ММ.ГГГГ г.", проведенной сотрудниками счетной палаты "адрес" в Министерства сельского хозяйства "адрес", и вынесенного по результатам данного контрольного мероприятия представления от ДД.ММ.ГГГГ, Министерству сельского хозяйства "адрес" стало известно о нарушениях действующего законодательства со стороны администрации "адрес".
В частности, постановку на учет в качестве нуждающихся осуществлял уполномоченный орган по жилищным отношениям Администрации Александрово-Гайского муниципального района. Решением главы объединенного муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение, которым предусмотрено, что для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане подают заявление в уполномоченный орган местного самоуправления. Уполномоченный орган по жилищным отношениям при Администрации Александрово-Гайского муниципального района отсутствует в перечне органов местного самоуправления.
Истцом также указано, что Администрация Александрово-Гайского муниципального района не правомочна выносить решения о включении граждан в программу, однако ФИО7, ФИО9, ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО14, ФИО1, ФИО2, ФИО4, Чиканкова Ю.С. были незаконно включены Администрацией Александрово-Гайского района в списки участников мероприятий по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе, молодым семьям и специалистам. Более того, указанные лица не имели права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определением Новоузенского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования к Чиканковой Ю.С. были выделены в отдельное производство, гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Автозаводский районный суд "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело было принято к производству Автозаводского районного суда "адрес".
Основываясь на вышеизложенном, впоследствии уточнив исковые требования, истец просит суд взыскать с Чиканковой Ю.С. сумму социальной выплаты в размере 546840 рублей, в том числе, в бюджет Российской Федерации в размере 234360 рублей, в бюджет Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области в размере 312480 рублей. От требований к Администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области представитель истца отказался, производство по делу в этой части судом было прекращено.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство сельского хозяйства Саратовской области, просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе Счетная палата Саратовской области просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Чиканковой Ю.С. - Буц Е.В. просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в порядке, предусмотренным ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ N 858 от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена Федеральная целевая программа "Социальное развитие села 2012 года", предполагающая финансирование за счет государства мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе.
Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Приложением N постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" к Программе утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. В приложении N к Правилам утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение).
Приложением N к Программе утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, в соответствии с п.п. "а" п. 26 Типового положения имеют:
молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа одного из членов молодой семьи или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты;
В соответствии с п.п. 14-15 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам - органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ответчица Чиканкова Ю.С. обратилась с заявлением в Администрацию Александрово-Гайского муниципального района "адрес" о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также с заявлением о включении в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села ДД.ММ.ГГГГ
На основании заключения жилищной комиссии при администрации Александрово-Гайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ семья Чиканковой (до заключения брака Бирюковой) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Александрово-Гайского муниципального района "адрес" вынесено решение о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности по программе "Социальное развитие села до 2012 года" семьи Чиканковой Ю.С. (до заключения брака Бирюковой).
Доводы апелляционной жалобы истца и третьего лица, указывающие на необоснованность выводов суда об отсутствие со стороны Чиканковой Ю.С. нарушений Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в виду намеренного ухудшения жилищных условий, не принимаются судебной коллегией, поскольку не ставят под сомнение законность постановленного решения, а сводятся к несогласию с выводами суда, основанными на субъективном толковании норм материального права и переоценке доказательств, что не может служить основанием к отмене решения.
Разрешая заявленные требования, суд правомерно исходил из того, что Чиканкова Ю.С. вступила в брак с ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, после чего семья стала проживать в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" бойца, "адрес", общей площадью 45,4 кв.м., с иными членами семьи - матерью и младшим братом.
При этом указанное жилое помещение принадлежало в размере 1/2 доли ответчику, а ее супруг, ранее проживающий с родителями, какого-либо жилья не имел.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что создание семьи, последующее проживание в жилом помещении, площадью менее учетной нормы, принадлежащем одному из супругов, не могут расцениваться как действия, вследствие которых Чиканкова Ю.С. намеренно ухудшила свои жилищные условия, в связи, с чем признает не обоснованными вышеизложенные доводы апелляционных жалоб.
В апелляционных жалобах Министерство сельского хозяйства "адрес" и Счетная палата "адрес" ссылаются на то, что на основании договора приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ четырем членам семьи, в том числе и Чиканкову А.С. принадлежит доля в доме в "адрес", эквивалентная 20,75 кв.м. Исходя из чего у Бирюковой -Чиканковой Ю.С. имелась доля в 22 метра, у ее мужа ФИО3 - 20,75, что на двоих превышает 14 кв.м. нормы, в связи с чем, считают, что у них отсутствовало право на получение социальных выплат.
Однако, как видно из вышеуказанного договора приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ только двоим членам семьи: ФИО5, ФИО6 передаются в собственность доли по 50% собственности на дом, расположенный по адресу "адрес". ФИО3 доли в праве собственности не имеет (л.д.101-102). Исходя из чего у Бирюковой -Чиканковой Ю.С. имелась доля в 22,7 метра, у ее мужа ФИО3 - 0 кв.м., что на каждого приходится меньше 14 кв.м., в связи с чем, у них имелось право на получение социальных выплат. А доводы апелляционных жалоб об этом являются не обоснованными и не могут быть приняты судебной коллегией.
В связи с чем, изложенное свидетельствует о том, что порядок подачи заявления о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также о включении в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 г." ответчиком соблюден. Таким образом, каких-либо злоупотреблений правом со своей стороны ответчик не допускала, жилищные условия намеренно не ухудшала. За действия же районной Администрации, превысившей свои полномочия, ответчик нести ответственность не должна.
Доводы истца в апелляционной истца и третьего лица в апелляционной жалобе на то, что решение о признании ответчика нуждающимся в улучшении жилищных условий неуполномоченным органом, не могут быть приняты во внимание, по вышеуказанным основаниям. Поскольку иск предъявлен не к соответствующей администрации, а к гражданину, нарушений в действиях которого не установлено.
От исковых требований к Администрации Александрово-Гайской администрации "адрес" истец отказался и отказ принят судом.
При этом вынесенное жилищной комиссией решение о принятии Чиканковой Ю.С. на учет от ДД.ММ.ГГГГ незаконным не признано.
Таким образом, учитывая, что субсидия была получена Чиканковой Ю.С. на основаниях, предусмотренных законодательством РФ, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оснований для взыскания с ответчицы суммы социальной выплаты в размере 546840 рублей, в том числе, в бюджет Российской Федерации в размере 234360 рублей, в бюджет "адрес" в лице Министерства сельского хозяйства "адрес" в размере 312480 рублей, не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств, суд правомерно отказал Министерству сельского хозяйства "адрес" в удовлетворении исковых требований к Чиканковой Ю.С. о взыскании денежных средств, в полном объеме.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 03.03.2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства сельского хозяйства Саратовской области и Счетной платы Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.