Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Пияковой Н.А.,
судей: Плешачковой О.В., Назейкиной Н.А.,
при секретаре: Лещевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Самара на решение Советского районного суда г. Самары от 14 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в интересах воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара к Администрации г.о. Самара, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара об обязании произвести действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Самара осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований п. 3.9 Сан ПиН 2.4,1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" в МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара.
Обязать Администрацию г.о. Самара и МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
- оборудовать на территории сада теневые навесы для каждой группы в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологическиетребования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пияковой Н.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в интересах воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара обратилось в суд с иском к Администрации г.о. Самара, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара об обязании произвести действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование требований истец указал, что в 2010 году в отношении МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Юридическому лицу были выданы предписания, в которых поставлен вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. До настоящего времени нарушения не устранены. Администрация г.о. Самары до настоящего времени не выделило денежные средства на выполнение предписания.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, истец просил суд обязать Администрацию г.о. Самара осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований п. 3.9 Сан ПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" в МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара, обязать Администрацию г.о. Самара и МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: оборудовать на территории сада теневые навесы для каждой группы в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация городского округа Самара просит решение суда отменить и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении исковых требований. Ответчик считает, что обращение Управления Роспотребнадзора по Самарской области в суд с данным иском является преждевременным. Кроме того указано, что у Администрации отсутствует обязанность по финансированию образовательных учреждений сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы городского округа Самара о бюджете на соответствующий финансовый год.
В заседании судебной коллегии представители ответчиков Администрации г.о. Самара - Перова В.С., по доверенности, МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N г.о. Самара - Горелова И.В. по доверенности доводы апелляционной жалобы поддержали.
В заседание судебной коллегии представитель истца Управления Роспотребнадзора по Самарской области - Волкова В.А. по доверенности просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда считает законным и обоснованным.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены судебного решения.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ст. 1, ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Положениями ч. 1 ст. 28 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании ст. 25 Устава городского округа Самара администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу требований СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв.м. (п. 3.9).
Из материалов дела следует, что по результатам плановых мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства РФ, 22.10.2010 г. Управлением Роспотребнадзора по Самарской области МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара выдано предписание N об устранении выявленных нарушений.
В части оборудования теневых навесов в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", срок исполнения установлен до 01.11.2012 г.
25.10.2012 г. Управлением Роспотребнадзора по Самарской области издано распоряжение N о проведении проверки в отношении МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара.
Согласно акту проверки от 19.11.2012 г. N, выявлен факт невыполнения предписания от 22.10.2010 г. N со сроком исполнения до 01.11.2012 г., а именно: ... не установлен теневой навес в соответствии с требованиями п. 3.9., 3.9.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
19.11.2012 г. Управлением Роспотребнадзора по Самарской области МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара выдано предписание N об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 01.11.2014 г.
30.10.2014 г. Управлением Роспотребнадзора по Самарской области издано распоряжение N о проведении проверки в отношении МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара.
Согласно акту проверки от 03.12.2014 г. N выявлен факт невыполнения предписания от 19.11.2012 г. N, а именно: не оборудованы для каждой группы теневые навесы в соответствии с требованиями п. 3.9. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
В силу п. 1.3 Устава, МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара по организационно-правовой форме является муниципальным бюджетным учреждением, по типу - дошкольным образовательным учреждением, по виду - центром развития ребенка - детским садом.
Согласно п. 1.7 Устава функции и полномочия учредителя осуществляет администрация городского округа Самара.
Доказательств устранения выявленных нарушений ответчиками суду не представлено.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что администрация городского округа Самара и МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара длительное время не исполняют предписания Управления Роспотребнадзора по Самарской области по соблюдению требований санитарных правил и норм, чем нарушаются права несовершеннолетних воспитанников дошкольного учреждения на охрану здоровья, а также требования Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального Закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о необходимости возложения обязанности устранить нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения как на администрацию городского округа Самара, так и на МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад N" г.о. Самара.
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа Самара о том, что обращение Управления Роспотребнадзора по Самарской области в суд с данным иском является преждевременным, не могут быть приняты во внимание, поскольку предписание об устранении выявленных нарушений первоначально было вынесено в 2010 году со сроком исполнения до 01.11.2012 г ... Повторно предписание об устранении выявленных нарушений вынесено в 2012 году со сроком исполнения до 01.11.2014 г.
До настоящего времени нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не устранены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у Администрации отсутствует обязанность по финансированию образовательных учреждений сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы городского округа Самара о бюджете на соответствующий финансовый год, несостоятельны, так как не освобождает ответчиков от обязанности устранить имеющиеся нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
При этом реализация полномочий органов местного самоуправления в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия финансовой возможности.
Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно, дана правильная оценка всей совокупности доказательств по делу и оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Самары от 14 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.