Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Вачковой И.Г., Сивохина Д.А.,
при секретаре Моревой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сагандыкова Б.И. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 23 мая 2016 года по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району города Самары к Сагандыкову Б.И. о взыскании недоимки по обязательным платежам, с участием Курдюковой С.С. (представителя ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары), Сагандыкова Б.И.,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Сагандыкова Б.И. задолженности по налогам и пени, указав, что за ответчиком за 2012-2014 года числится задолженность по земельному налог в размере 64 861,95 руб. и пени в размере 196,21 руб. В добровольном порядке данная задолженность не погашена, в связи с чем административный истец просил взыскать ее в судебном порядке.
Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 23 мая 2016 года административный иск удовлетворен. С Сагандыкова Б.И. взыскана задолженность по земельному налогу за 2012-2014 годы в размере 64 861,95 руб., пени в размере 196,21 руб., а всего - 65 058,16 руб. Также в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 151,75 руб.
В апелляционной жалобе Сагандыков Б.И. ставит вопрос об отмене решения, указывая, что при расчете земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером N:538 применена ошибочная кадастровая стоимость данного участка. По мнению автора жалобы, в отношении данного участка налог должен исчисляться исходя из его кадастровой стоимости в размере 1 910 395,07 руб., утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N610. Кроме этого, согласно ответу налоговой инспекции на обращение Сагандыкова Б.И. задолженность по налогам по состоянию на 13.02.2015 у него отсутствовала.
В заседании суда апелляционной инстанции Сагандыков Б.И. доводы жалобы поддержал.
Представитель ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу п.4 ст.391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела следует и не оспаривается Сагандыковым Б.И., что он является плательщиком земельного налога в связи с наличием в его собственности в 2012-2014 г.г. объектов налогообложения.
Согласно налоговому уведомлению N425206 от 15.04.2015 Сагандыкову Б.И. начислен земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером N:3052 (за 2012-2014 годы), земельного участка с кадастровым номером N:3051 (за 2012-2013 годы), земельного участка с кадастровым номером N:873 (за 2012 год), земельного участка с кадастровым номером N:538 (за 2013 год) на общую сумму 68 633,88 руб. со сроком уплаты до 01.10.2015.
Указанное налоговое уведомление направлено в адрес налогоплательщика 16.05.2015 заказной корреспонденцией, что подтверждается почтовым реестром.
В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговым органом в адрес ответчика направлено требование об уплате налога N246868 от 12.10.2015, которым предложено в срок до 24.11.2015 уплатить недоимку по налогу, а также начисленные пени в размере 196,22. Размер недоимки с учетом частичной оплаты составил 64 861,95 руб.
Указанное требование оставлено без исполнения.
14.04.2016 ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары обратилась в суд с настоящим административным иском. Установленный ст.48 Налогового кодекса РФ срок обращения в суд административным истцом соблюден.
Административный ответчик возражений против исковых требований не заявил, расчет не оспорил, доказательств уплаты налога суду не представил.
При таких обстоятельствах, установив неисполнение ответчиком обязанности по уплате налогов, суд пришел к правильному выводу о взыскании с него недоимки по налогу и пени в заявленном налоговым органом размере.
Доводы жалобы о том, что при исчислении налога в отношении земельного участка с кадастровым номером N:538 за 2013 год применена неправильная кадастровая стоимость данного участка, нельзя признать состоятельными.
Из налогового уведомления N425206 от 15.04.2015 следует, что налог за 2013 год исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 5 088 369 руб. Сведения о данной кадастровой стоимости предоставлены налоговому органу Управлением Росреестра по Самарской области, что подтверждается распечаткой из базы данных программного обеспечения налогового органа. Учитывая, что налоговая база определяется на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, налоговым органом правомерно предъявлен к взысканию земельный налог, рассчитанный исходя из кадастровой стоимости в размере 5 088 369 руб.
Ссылка ответчика на Постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 N473, в соответствии с которым кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка с кадастровым номером N:538 (предыдущий кадастровый номер N:632), составляла 62 728 руб., не может быть принята во внимание. Оснований для расчета налога исходя из данной кадастровой стоимости у налогового органа не имеется, поскольку таких сведений органом кадастрового учета не представлено. Доказательств внесения сведений о данной кадастровой стоимости в ГКН в материалах дела не имеется.
В свою очередь, из кадастровой справки от 09.08.2016 следует, что по состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка составляла 5 235 820,08 руб. Дата утверждения кадастровой стоимости - 10.03.2009., сведения о кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости 05.11.2009, дата определения кадастровой стоимости - 05.11.2009.
Учитывая наличие противоречий в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка, подлежащей применению при исчислении налога за 2013 год, ответчик не лишен права на перерасчет земельного налога после устранения таких противоречий и на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в порядке, установленном ст.ст. 78 и 79 НК РФ.
Утверждение административного ответчика о том, что налог за спорный участок за 2013 год должен исчисляться исходя из его кадастровой стоимости в размере 1 910 395,07 руб., утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N610, является ошибочным.
Согласно кадастровой справке от 10.06.2016 кадастровая стоимость в размере 1 910 395,07 руб., определенная на дату 01.01.2013, утверждена 25.11.2013, сведения о ней внесены в реестр объектов недвижимости 25.11.2013.
В соответствии с абз.4 п.1 ст.391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 391 НК РФ.
Следовательно, утвержденная Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N610 кадастровая стоимость не будет учитываться налоговым органом для исчисления земельного налога за период с 1 января по 31 декабря 2013 года и предыдущие периоды, а подлежат применению для исчисления земельного налога, начиная с 1 января 2014 года и в последующие периоды.
Распечаткой из базы данных налогового органа подтверждено, что кадастровая стоимость в размере 1 910 395,07 руб. применяется при исчислении налога с 01.01.2014.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с ответом ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары от 13.02.2015 на обращение Сагандыкова Б.И. у него отсутствовала задолженность на налогам по состоянию на 13.02.2015, не могут быть приняты во внимание, поскольку после направления данного ответа, 02.03.2015, налоговым органом произведен перерасчет земельного налога за 2013 год с учетом сведений, предоставленных регистрационной службой.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Самары от 23 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сагандыкова Б.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.