Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сивохина Д.А.
судей -Лазаревой М.А. и Калинниковой О.А.
при секретаре -Булановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шевелева Д.Н. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 11.05.2016г., которым постановлено:
"Административный иск Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области к Шевелеву Д.Н. о взыскании земельного налога и пени, налога имущество физических лиц и пени - удовлетворить. Взыскать с Шевелева Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.Тольятти Самарской области, проживающего по адресу: "адрес" в пользу государства задолженность по налогам в 1109604 рублей 08 копеек, в том числе:
Сумму недоимки по земельному налогу в размере 1056991 рубля, с перечислением следующим реквизитам: ИНН/КПП 632101676411/638201001
Получатель: УФК по Самарской области (Межрайонная ИФНС России N15 по Самарской области)
КБК: налог 18210606043101000110 р/с 40101810200000010001 Банк: Отделение Самара БИК 043601001, ОКТМО 36640440
Пени по земельному налогу в размере 213 рублей 23 копеек, с перечислением по следующим реквизитам: ИНН/КПП 632101676411/638201001
Получатель: УФК по Самарской области (Межрайонная ИФНС России N15 по Самарской области) КБК: налог 18210606043101000110 р/с 40101810200000010001, Банк: Отделение Самара БИК 043601001, ОКТМО 36640440
Сумму недоимки по налогу на имущество в размере 52315 рублей 61 копейки, перечислением по следующим реквизитам: ИНН/КПП 632101676411/638201001
Получатель: УФК по Самарской области (Межрайонная ИФНС России N15 по Самарской области) КБК: налог 18210606043101000110 р/с 40101810200000010001 Банк: Отделение Самара БИК 043601001, ОКТМО 36640440
Пени на сумму недоимки по налогу на имущество в размере 84 рублей 24 копеек, с перечислением по следующим реквизитам: ИНН/КПП 632101676411/63 8201001.
Получатель: УФК по Самарской области (Межрайонная ИФНС России N15 по
Самарской области)
КБК: налог 18210606043101000110
р/с 40101810200000010001
БИК 043601001, ОКТМО 36640440
Взыскать с Шевелева Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.Тольятии Самарской области, проживающего по адресу: "адрес" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 13 748 рублей 02 копеек."
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 15 по Самарской области обратилась в суд с иском к Шевелеву Д.Н. о взыскании суммы недоимки по земельному налогу в размере 1 056 991 рубля пени в размере 213 рублей 23 копеек, суммы недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 52 315 рублей 61 копейки и пени в размере 84 рублей 24 копеек.
В дальнейшем требования были уточнены и административный истец просил взыскать с Шевелева Д.Н.по налогу на имущество физических лиц в размере 41 001,62 руб., пени в размере 84,24 руб., недоимки по земельному налогу в размере 354 320,37 руб, пени в размере 70 222,68 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Шевелев Д.Н. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Шевелева Д.Н. по доверенности Лисин А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного истца в суде апелляционной инстанции по доверенности Потехин С.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Из материалов дела следует, что у Шевелева Д.Н. в 2014 году в собственности разный период времени находились земельные участки и иное имущество.
Спора по составу имущества у сторон нет.
Установлено, что 13.07.2015года налоговым органом Шевелеву Д.Н. направлено уведомление N 1342198 об уплате налога на земельные участки, который рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельных участков в сумме 1056991,00 рублей и налог на имущество, который рассчитан исходя из инвентаризационной стоимости имущества в сумме 52 316 рублей.
В налоговом уведомлении указано на необходимость уплаты земельного налога в срок уплаты не позднее 01.10.2015г.
Поскольку в нарушение ст.45 НК РФ Шевелев Д.Н. не исполнил установленную законом обязанность по уплате имущественного налога, налоговым органом составлен документ о выявлении недоимки у налогоплательщика по земельному налогу и в установленный ст.70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование об уплате налога N 232778 по состоянию на 09.10.2015г. с предложением добровольно погасить задолженность с указанием суммы налога и пени.
Установлено, что решением Самарского областного суда от 17.11.2015г. и определения от 25.12.2015 года об исправлении описки установлена кадастровая стоимость следующих земельных участков: с кадастровым номером N площадью 8 426 кв.м. в размере 4 044 480 руб., с кадастровым номером N площадью 12 499 кв.м. в размере 9 761 719 рублей, с кадастровым номером N площадью 23 655 кв.м. в размере 7217825 рублей, с кадастровым номером N площадью 3 600 кв.м. в размере 1 990 800 рублей.
Дата подачи Шевелевым Д.Н. заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области? 15.12.2014г.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 НК РФ). Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы - органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким исключением являются положения абз. 5 статьи 24.20 указанного Закона, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, для определения периода, в котором подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.
Указанный вывод также следует из положений п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Аналогичный порядок определения налоговой базы в отношении земельного участка в случае изменения его кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регламентирован в абз. 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ. В таком случае сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия полагает, что при определении налоговой базы по земельному налогу за 2014 год необходимо учитывать измененную кадастровую стоимость четырех земельных участков, так как кадастровая стоимость определенная решением Самарского областного суда от 17.11.2015г. ( с учетом определения Самарского областного суда от 25.12.2015года) применяется с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Самарской области - с 01.01.2014 года.
Установлено, что Шевелев Д.Н. самостоятельно оплатил налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 702 670,63 руб., что подтверждается представленными платежными документами от 23.03.2016года.
Согласно представленного расчета налогового органа в суд апелляционной инстанции, с учетом кадастровой стоимости земельных участков установленной по решению Самарского областного суда, сумма земельного налога за 2014 год составляет 665 126,78 рублей.
Кроме того, из расчета налогового органа представленного в суд апелляционной инстанции, Шевелев Д.Н. сумма налога на имущество, используемое в предпринимательской деятельности, уменьшена на сумму 49697,00 руб., и в связи с произведенной оплатой административным ответчиком, остаток задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014г. составляет 0,00 руб.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что на дату вынесения решения суда обязанность административного ответчика по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 год была выполнена в полном объеме.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судебная коллегия полагает, что оснований для взыскания пени с ответчика не имеется. Расчет пени в настоящее время неясен, суммы задолженности по налогам для исчисления пени, указанные в первоначальном расчете, не соответствуют сумме недоимки. Кроме того, имеется переплата со стороны административного ответчика.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области о взыскании земельного налога и пени, налога имущество физических лиц и пени с Шевелева ФИО14 в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 11 мая 2016 года отменить. Постановить новое решение.
Отказать в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области о взыскании земельного налога и пени, налога имущество физических лиц и пени с Шевелева Д.Н. в полном объеме.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.