Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего- Сивохина Д.А.
судей- Лазаревой М.А. и Маркина А.В.
при секретаре - Сукмановой Ю.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г.о.Самара на решение Кировского районного суда г.Самары от 2 июня 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Ситникова С.А. удовлетворить частично.
1. Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Самара по ремонту и содержанию улиц:
ул. Изыскательская от ул. Магистральная до ул. Краснопресненская; ул. Магистральная от ул. Чекистов до Зубчаниновског шоссе; ул.Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А.Невского); ул.Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул. Изыскательская; ул. Цеховая от ул. Магистральная до ул. Арзамасская; ул. Металлургическая от ул. Магистральная до ул. Товарная; ул. Серноводская от ул. Магистральной до ул. Офицерской.
2. Обязать Администрацию г.о. Самара определить состав и виды дорожных работ на улицах г. Самара:
ул.Изыскательская от ул.Магистральная до ул.Краснопресненская; ул. Магистральная от ул. Чекистов до Зубчаниновског шоссе; ул.Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А.Невского); ул. Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул.Изыскательская; ул. Цеховая, от ул. Магистральная до ул. Арзамасская; ул. Металлургическая от ул. Магистральная до ул. Товарная; ул. Серноводская от ул. Магистральной до ул. Офицерской, в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 N 402. После чего организовать на указанных улицах проведение установленного вида ремонта с целью восстановления дорожного покрытия улиц, восстановления и обустройства тротуаров на указанных улицах, восстановления элементов водоотвода с проезжей части и тротуаров на указанных улицах в соответствие с требованиями нормативных документов, устанавливающих требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог.
3. Обязать Администрацию г.о.Самара обеспечить надлежащее содержание и обслуживание указанных улиц и тротуаров на них.
В остальной части иска отказать."
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., объяснения представителя административных ответчиков по доверенности Зотовой Е.Н. в поддержание доводов апелляционной жалобы Администрации г.о. Самара, возражения административного истца Ситникова С.А. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ситников С.А. обратился в суд с административным иском к администрации г.о.Самара о признании незаконным бездействия по ремонту и содержанию улиц, обязании провести реконструкцию автомобильных дорог.
Свои требования мотивировал тем, что 09.11.2015 через сайт администрации г.о. Самара он обратился к Главе г.о.Самара с заявлением об организации надлежащего содержания проезжих частей улиц и тротуаров в пос.Зубчаниновка и строительстве тротуаров, на улице Цеховая, на участке от улицы Арзамасская до ул.Краснопресненская.
На его обращение получен ответ Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о.Самара от 11.12.2015, в котором фактически отказано в строительстве тротуара. Относительно содержания улиц и тротуаров в письме сказано, что ул.Цеховая относится к дороге 4 категории. Кратность содержания 4 категории составляет по дорогам в зимний период 4 раза в месяц, по тротуарам 12 раз в месяц.
09.12.2015 через сайт ГИБДД Самарской области он обратился в ГИБДД г.Самары с заявлением о проверке состояния дорожного покрытия и тротуаров и содержания следующих улиц, расположенных в пос. Зубчаниновка: ул. Изыскательская от ул. Магистральная до ул. Краснопресненская; ул. Магистральная от ул. Чекистов до Зубчаниновского шоссе; ул.Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А.Невского); ул. Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул. Изыскательская; ул. Цеховая, от ул. Магистральная до ул. Арзамасская.
Согласно ответа Отдела ГИБДД Управления МВД России по г.Самаре от 05.01.2016 указанные участки улиц имеют дефекты дорожного покрытия, превышающие предельно допустимые значения установленные ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы". На отдельных участках рассматриваемых улиц наблюдается скопление воды на проезжей части, в т.ч. на нерегулируемых пешеходных переходах. Кроме того, обозначенные в обращении участки улично-дорожной сети не обустроены тротуарами и пешеходными дорожками. Мероприятия по капитальному ремонту, обслуживанию и содержанию в безопасном для движения состоянии не осуществляются, что ставит под угрозу сохранность жизни, здоровья и имущества граждан.
Ссылаясь на то, что администрация г.о.Самара не исполняет надлежащим образом обязанность по содержанию дорог, с учетом уточнений просил суд признать незаконным бездействие администрации г.о.Самара по ремонту и содержанию улиц: ул. Изыскательская от ул.Магистральная до ул.Краснопресненская; ул. Магистральная от ул. Чекистов до Зубчаниновског шоссе; ул.Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А.Невского); ул. Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул. Изыскательская; ул.Цеховая от ул.Магистральная до ул. Арзамасская; ул. Металлургическая от ул. Магистральная до ул. Товарная; ул. Серноводская от ул. Магистральной до ул. Офицерской.
Обязать администрацию г.о.Самара, провести реконструкцию указанных улиц в соответствии с требованиями нормативных актов (ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы") в срок до 01.10.2016г., с целью: восстановления дорожного покрытия улиц; восстановления и обустройства тротуаров на указанных улицах; восстановления элементов водоотвода с проезжей части и тротуаров на указанных улицах.
Обеспечить надлежащее содержание и обслуживание указанных улиц и тротуаров на них.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.о.Самара считает решение суда в части удовлетворения требований Ситникова С.А. незаконным и необоснованным, просит его отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В силу пп. 5, 25, 27 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.
Согласно ст. 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 3 данного Закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом РФ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
По смыслу п. 2 ст. 12 вышеуказанного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а также соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на органы исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Основными нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог являются ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221, ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденный и введенный в действие Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N270-ст, которые признаны национальными стандартами.
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N221, установлены предельно допустимые повреждения покрытия, сроки их ликвидации, а также предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п.
Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ситников С.А. проживает по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Цеховая, 89, неоднократно обращался с жалобами на неудовлетворительное состояние дорожного покрытия по адресам: ул.Изыскательская от ул.Магистральная до ул.Краснопресненская; ул. Магистральная от ул.Чекистов до Зубчаниновского шоссе; ул.Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А.Невского); ул. Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул. Изыскательская; ул. Цеховая от ул. Магистральная до ул. Арзамасская; ул. Металлургическая от ул. Магистральная до ул. Товарная; ул. Серноводская от ул. Магистральной до ул. Офицерской, которыми он пользуется как автовладелец.
Однако до настоящего времени ремонт дорожного покрытия не произведен.
Ненадлежащее содержание улично-дорожной сети Кировского района г.Самары (наличие выбоин и дефектов дорожного покрытия, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые значения согласно ГОСТ Р 50597-93) подтверждается актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от 17.12.2015, от 25.12.2015, от 23.05.2016, предписаниями Отдела ГИБДД Управления МВД России по г.Самаре направленными в адрес МП г.о. Самара "Благоустройство" от 29.12.2015, в которых предлагалось организовать выполнение мероприятий по устранению дефектов дорожного покрытия на проезжей части в целях обеспечения безопасности дорожного движения и предотвращения ДТП. Срок выполнения предписаний устанавливался в 3-е суток и 7 суток.
В связи не принятием своевременных мер по надлежащему содержанию улично-дорожной сети должностные лица МП г.о. Самара "Благоустройство" привлекались к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ.
Кроме того, состояние дорог и повреждения покрытия проезжей части отображены в фотографиях, представленных заявителем и отделом ГИБДД, а также исследованными в ходе судебного процесса фототаблицами, содержащимися на CD дисках.
Как установилсуд, 30.10.2014 между Департаментом благоустройства и экологии Администрации г.о.Самара "Заказчик" и Муниципальным предприятием г.о.Самара "Благоустройство" (Подрядчик) заключен муниципальный контракт N145/14 на выполнение технологического комплекса работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог местного значения, пешеходных зон и элементов их благоустройства на территории административно-территориальных районов г.о. Самара, по условиям которого, подрядчик принимает на себя обязательства по устранению деформаций и повреждений проезжей части дорог (ям, выбоин) на улично-дорожной сети в соответствии с Приложением согласно которому по указанным в иске адресам предусмотрены работы.
В соответствии с п.1.1. Положения о Департаменте благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самары от 10.03.2011 N69 Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара является отраслевым (функциональным) органом администрации г.о.Самара и осуществляет свои полномочия в сфере благоустройства и экологии, наружной рекламы.
Положением определено, что Департамент осуществляет от лица городского округа Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции (за исключением реконструкции объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог местного значения), капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы, проезды в границах городского округа Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты и другие объекты), природоохранных объектов и мероприятий экологической направленности, а также по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в отрасли благоустройства и экологии (п.3.12).
Осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара (п. 3.13).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии со стороны Администрации г.о.Самара бездействия, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию улично-дорожной сети в границах, указанных заявителем, поскольку Департамент благоустройства и экологии является структурным подразделением администрации г.о.Самара.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Требованиями пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" оборудование освещения территории общего пользования, к которой относятся участки автомобильных дорог в населенных пунктах, должно быть возложено на муниципальное образование.
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Передача полномочий по содержанию улично-дорожной сети города Самары учреждению не освобождает муниципальное образование как собственника имущества осуществлять полномочия, предусмотренные статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации Администрация г.о.Самара в данном случае представляет интересы муниципального образования.
Таким образом законных оснований для отмены решения суда в части признания незаконным бездействия, допущенного администрацией г.о.Самара, выразившегося в ненадлежащем содержании части улично-дорожной сети, указанной заявителем, не имеется.
Также обоснованными являются выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований истца о возложении на администрацию обязанности по определению состава и вида дорожных работ на указанных в административном иске улиц, а также по обеспечению надлежащего содержания и обслуживания дорог указанных улиц.
Невыполнение возложенных законодательством обязанности по осуществлению дорожной деятельности, а именно по ремонту и содержанию автомобильных дорог, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, жизни, здоровья и имущества населения городского округа.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции оценкой представленных по делу доказательств.
Не принимается во внимание довод апелляционной жалобы Администрации г.о.Самара о том, что в рамках уже утвержденного бюджета невозможно выполнить ремонт дорог, выполнение ремонта проезжей части включено в лист ожидания Департамента и будет рассмотрено при условии выделения достаточного бюджетного финансирования.
Отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в удовлетворении обоснованных требований и не освобождает администрацию от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения.
Иных апелляционных жалоб на вышеуказанное решение суда не поступало.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Кировского районного суда г.Самары от 02 июня 2016 года оставить без изменения. Апелляционную жалобу Администрации г.о.Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.