Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.,
судей - Вачковой И.Г., Черкуновой Л.В.,
при секретаре - Астафьевой Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Яшина А.С., Яшиной Т.П. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) о признании решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости незаконным,
по апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области на решение Сергиевского районного суда Самарской области от 19 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Яшина А.С., Яшиной Т.П. к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области о признании решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости незаконным, обязании рассмотреть заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости заново - удовлетворить.
Признать незаконным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области от 26.10.2015 N 63-00-119/15-139075 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области рассмотреть заявление Яшиной Т.П. от 13.10.2015 года о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", заново в течение десяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области сообщить об исполнении настоящего решения по административному делу в Сергиевский районный суд Самарской области, Яшину А.С., Яшиной Т.П., в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу."
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - Борисовой Л.И. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
10.03.2016 Яшин А.С. обратился в суд с административным иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области о признании решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости незаконным.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от 11.12.1996 Яшин А.С. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". С целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке по вышеуказанному адресу, 13.10.2015 Яшин А.С. обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области с соответствующим заявлением, представив свидетельство N 000741 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 09.07.1992, договор купли-продажи от 11.12.1996. Административным ответчиком 26.10.2015 принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости N 63-00-119/15-139075, по тем основаниям, что в свидетельстве содержатся незаверенные исправления в части указания адреса земельного участка. По мнению Яшина А.С. отказ является незаконным, поскольку в свидетельстве имеется печать и подпись должностного лица с указанием его должности. В свидетельстве, которое имеется у нотариуса, исправления отсутствуют.
Определением Сергиевского районного суда от 11.04.2016 в качестве административного соистца по данному административному делу привлечена Яшина Т.П. (л.д.53).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, административные истцы просили суд признать незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 26.10.2015 N 63-00-119/15-139075 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области рассмотреть заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: "адрес".
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилось ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - Борисова Л.И. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Яшин А.С., Яшина Т.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц органа кадастрового учета, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица органа кадастрового учета, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.1 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу ч.7 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В ч. 17 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если:
1) имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, и сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета;
3) сведения о таком объекте недвижимости содержатся в государственном кадастре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Из материалов дела следует, что на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи (купчая) земельного участка с жилым домом от 11.12.1996 Яшин А.С. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.13).
В государственном кадастре недвижимости сведения о вышеуказанном земельном участке отсутствуют, что подтверждается уведомлением от 01.09.2015 (л.д. 18).
13.10.2015 Яшина Т.П. обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области с заявлением N 63-0-1-37/3201/2015-950 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке на основании свидетельства N 000741 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 09.07.1992.
Установлено, что Яшин А.С. с аналогичным заявлением в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области не обращался.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 26.10.2015 N 63-00-119/15-139075 Яшиной Т.П. отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", в связи с тем, что в представленных документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным и не поступил ответ органа государственной власти на запрос органа кадастрового учета (л.д. 7).
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд согласился с доводами Яшина А.С. и Яшиной Т.П. о возможности внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, расположенном по адресу: "адрес" на основании представленных документов, указав, что имеются достаточные основания, позволяющие считать вышеуказанный объект ранее учтенным, ввиду наличия сведений о площади и адресе объекта недвижимости.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз.1,2,3 п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Из ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 30.03.2016, и приложенных к нему документов (копия заявления Яшиной Т.П. от 13.10.2015 о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости), поступивших по запросу суда от 29.03.2016 следует, что оспариваемое решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 26.10.2015 N 63-00-119/15-139075 об отказе во внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости Яшина Т.П. получила 29.10.2016 (л.д.24, 27, 36).
За защитой нарушенного права административные истцы обратились в суд лишь 10.03.2016 (л.д.4), то есть по истечении установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока.
Доказательств того, что административные истцы были лишены возможности своевременно оспорить решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 26.10.2015 N 63-00-119/15-139075, суду не представлено, равно как и сведений, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, которые могли бы являться основанием для его восстановления.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
При таких обстоятельствах правовые и фактические основания для удовлетворения заявления Яшина А.С., Яшиной Т.П. отсутствуют, ввиду чего решение суда подлежит отмене, а заявленные Яшиным А.С., Яшиной Т.П. требования - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сергиевского районного суда Самарской области от 19 апреля 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Яшина А.С., Яшиной Т.П. к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области о признании решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости незаконным - отказать в полном объеме.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.