Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.,
судей - Вачковой И.Г., Осиповой С.К.,
при секретаре - Астафьевой Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области к Баринову В.А. о взыскании земельного налога, налога на имущество физических лиц,
по апелляционной жалобе Баринова В.А. на решение Ленинского районного суда г. Самара от 22 июня 2016 года, которым постановлено:
"Требования Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области удовлетворить. Взыскать с Баринова В.А. недоимку по уплате земельного налога за 2014 год в размере 1 606 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 6 283 руб.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области - Драгуновой А.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 18 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Баринову В.А. о взыскании земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно сведениям, поступившим из Управления Росреестра по Самарской области, у административного ответчика в собственности находится земельный участок и расположенный на нем жилой дом, по адресу: "адрес", однокомнатная квартира по адресу: "адрес". Налоговый орган, руководствуясь положениями ч.ч.2, 3 ст. 52, ст. ст. 362, 408, 396 НК РФ, исчислил в отношении вышеуказанного недвижимого имущества налог на имущество физических лиц за 2014 года в сумме 6 283 руб., земельный налог за 2014 год в сумме 1 606 руб., и направил в адрес налогоплательщика налоговое уведомление от 27.03.2015 N844907, в котором сообщил о необходимости уплатить налоги в срок не позднее 01.10.2015. В связи с неуплатой налогов, в адрес Баринова В.А. направлено требование об уплате налогов со сроком исполнения до 25.11.2015, которое оставлено налогоплательщиком без исполнения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с Баринова В.А. задолженность по уплате земельного налога за 2014 год в размере 1 606 руб., задолженность по уплате налога на имущество физических лиц в размере 6 283 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Баринов В.А., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель Межрайонная ИФНС России N 18 по Самарской области - Драгунова А.В. (по доверенности) возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Баринов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика Баринова В.А., извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 этого Кодекса (пункт 1); кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2).
В силу положений п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 НК РФ.
На основании ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно имеющейся в материалах дела информации, полученной Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области из регистрирующих органов, за Бариновым В.А. зарегистрировано следующее недвижимое имущество: земельный участок и расположенный на нем жилой дом, по адресу: "адрес", а также однокомнатная квартира по адресу: "адрес", ввиду чего он является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление N 844907 от 27.03.2015, с указанием суммы начислений по налогам, содержащее сведения об объектах налогообложения и налоговой базе, доли собственности, налоговых ставках, количестве месяцев в году в течение которых у налогоплательщика сохранялось право на объект налогооблажения, сумме налоговых льгот и в результате полученной сумме налога, подлежащей уплате за соответствующий налоговый период (2014 год).
В нарушение ст. 45 НК РФ, административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога за 2014 год.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи с выявлением недоимки, в адрес административного ответчика в установленный ст. 70 НК РФ срок направлено требование N13129 от 13.10.2015 об уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени за 2014 год, в срок до 25.11.2015.
Между тем, установлено, что административным ответчиком указанное требование оставлено без исполнения.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).
Проверив расчет имущественного и земельного налогов, подлежащих уплате за 2014 год административным ответчиком, представленный административным истцом, суд правильно посчитал его обоснованным.
Доказательств иной суммы задолженности, административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости взыскания с административного ответчика недоимки по уплате земельного налога за 2014 год в размере 1 606 руб., налога на имущество физических лиц в размере 6 283 руб., ввиду чего решение суда является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы Баринова В.А. о том, что он является многодетным отцом пяти несовершеннолетних детей, в связи, с чем в силу п. 4 Постановления Самарской Городской Думы от 27 октября 2005 года N 170 "О налоге на имущество физических лиц" подлежит освобождению от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как не свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, либо ошибочном применении норм права.
Права налогоплательщиков предусмотрены ст. 21 НК РФ, согласно которой налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются названным Кодексом и(или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Пунктом 10 ст. 396 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
Пунктом 4 Решения Думы г.о. Самара от 24 ноября 2014 года N 482 "О налоге на имущество физических лиц" определено: освободить от уплаты налога на имущество физических лиц многодетные семьи, имеющие на иждивении троих и более детей в возрасте до 18 лет.
При этом лица, имеющие право на льготу, самостоятельно представляют необходимые документы (оригинал и копия паспорта, оригиналы и копии свидетельств о рождении детей, справка с места жительства о составе семьи) в налоговый орган по местонахождению имущества, признаваемого объектом налогообложения, ежегодно в срок до 1 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом, или в течение 2 месяцев с момента возникновения права на льготу.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" исчисление налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, указанные в ст. 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
На заявительный характер предоставления налоговой льготы указано также в ст. 407 НК РФ. Так, в силу п. 6 ст. 407 НК РФ лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.
Вместе с тем, доказательств того, что Баринов В.А. обращался в налоговый орган с заявлением о предоставлении ему налоговой льготы по уплате налога и предоставления соответствующих документов, суду не представлено, в связи с чем сумма земельного налога и налога на имущество физических лиц не может считаться исчисленной с нарушением законодательства.
При этом следует отметить, что в случае обращения в налоговый орган с заявлением о предоставлении налоговой льготы по уплате налога и предоставления соответствующих документов, Баринов В.А. не лишен права на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст.ст. 78, 79 НК РФ, то есть за период, не превышающий трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Иных доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Баринова В.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.