Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.,
судей - Вачковой И.Г., Сивохина Д.А.,
при секретаре - Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Компания "ВАД" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе ООО "Компания "ВАД" на решение Самарского областного суда от 09 июня 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления ООО "Компания "ВАД" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для дальнейшей эксплуатации цеха для изоляции труб, битумохранилища и битумоплавления, закрытого склада для хранения материалов равной его рыночной стоимости в размере 9 429 835 руб. на дату, на которую определена его кадастровая стоимость - отказать.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Компания "ВАД" обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании договора купли-продажи от 24.05.2013 ООО "Компания "ВАД" является собственником земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" Кадастровая стоимость указанного земельного участка утвержденная постановлением Правительства Самарской области N610 от 13.11.2013 в размере 23 475 208, 32 руб. Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая в данном случае не соответствует рыночной стоимости земельного участка, и ведет к уплате налоговых платежей в завышенном размере. Согласно отчету ООО "Институт независимой оценки и аудита" N 243-15А от 14.12.2015 по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость данного земельного участка составляет 9 429 835 рублей. К отчету заявителем представлено положительное экспертное заключение N 6920/2015 от 25.12.2015 саморегулируемой организации оценщиков ООО "Российское общество оценщиков" о соответствии данного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности. При этом заявление ООО "Компания "ВАД" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеназванного объекта решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 24.02.2016 отклонено.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ООО "Компания "ВАД" просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости в размере 9 429 835 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель ООО "Компания "ВАД", в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться, в том числе юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Согласно положениям статьи 65 ЗК РФ одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.98 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абз. 3 ч.11 ст.24.18 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что ООО "Компания "ВАД" на основании договора купли-продажи от 24.05.2013 является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 15 201 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для дальнейшей эксплуатации цеха изоляции труб, битумохранилища и битумоплавления, закрытого склада для хранения материалов.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", вступившим в силу 25.11.2013, и по состоянию на 01.01.2013 составляет 23 475 208, 32 руб.
ООО "Компания "ВАД" 29.01.2016 обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости названного выше земельного участка, приложив к заявлению полный пакет документов, предусмотренный Федеральным законом N 135-ФЗ и Порядком, в том числе отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 14.12.2015 N243-15А, подготовленного ООО "Институт независимой оценки и аудита", согласно которому рыночная стоимость земельного участка составила 9 429 835 руб., а также положительное экспертное заключение на этот отчет СРО "Российской общество оценщиков".
Решением Комиссии от 24.02.2016 N16/4с-5 заявление общества отклонено в связи с тем, что оформление и содержание отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 14.12.2015 N243-15А, подготовленного ООО "Институт независимой оценки и аудита", не соответствует требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Положительное экспертное заключение не соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации (л.д. 18-20).
Суд первой инстанции, отказывая ООО "Компания "ВАД" в удовлетворении заявленного административного иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом в случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (ч. 7 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Возможность внесения установленной судом рыночной стоимости в качестве кадастровой в государственный кадастр недвижимости с иного, более раннего момента, не предусмотрена.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что в ГКН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес" имеющем статус "архивный".
04.08.2015 осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером N с присвоением им кадастровых номеров N и N
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N со статусом "архивный", равная 23 475 208, 32 руб. определена в соответствии с приложением N1 к постановлению Правительства Самарской области N610 от 13.11.2013 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
В силу ст.24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ФЗ N135 от 29.07.1998 сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости за исключением определенных законом случаев.
С заявлением об установлении кадастровой стоимости названного земельного участка, в размере его рыночной стоимости, ООО Компания "ВАД" обратилось 29.01.2016.
Таким образом, обществом оспариваются сведения о неактуальной ("архивной") кадастровой стоимости несуществующего ("архивного") земельного участка (п. 53, 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года N 42).
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных ООО "Компания "ВАД" требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости, ввиду чего решение суда является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно сделан вывод о невозможности установления рыночной стоимости земельного участка в отношении участка, снятого с кадастрового учета, основаны на неверном толковании норм материального права.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (абз. 3 п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28).
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют документальные подтверждения наличия налоговых обязательств ООО Компания "ВАД" по земельному налогу, в отношении земельного участка с кадастровым номером N, также не представлено доказательств того, что архивная кадастровая стоимость названного земельного участка, затрагивает права административного истца на дату обращения в суд.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявление в Комиссию об оспаривании кадастровой стоимости административным истцом подано 29.12.2015, в связи с чем за ООО "Компания "ВАД" сохранялось право на оспаривание результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей налогообложения, подлежат отклонению в силу следующего.
Порядок подачи в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления о пересмотре кадастровой стоимости регулируется статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Порядок создания и работы комиссии, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 (далее - Порядок), где продублированы указанные нормы закона.
Согласно п. 14 Порядка при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Как следует из положений п. 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в п. 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
Установлено, подтверждено материалами дела, что заявление ООО "Компания "ВАД" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N от 29.12.2015 с приложенными к нему документами, возвращено Управлением Росреестра по Самарской области 31.12.2015, в связи с тем, что к данному заявлению не приложена кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости (213-215).
29.01.2016 ООО "Компания "ВАД" вновь обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре результатов кадастровой стоимости спорного земельного участка, которое зарегистрировано за N 62-31.
С учетом изложенного, датой обращения ООО "Компания "ВАД" в Комиссию об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N является 29.01.2016.
Иных оснований, помимо вышеизложенных, которые могли бы свидетельствовать о необоснованности решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского областного суда от 09 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Компания "ВАД" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.