Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Подольской А.А.,
судей - Вачковой И.Г., Сивохина Д.А.,
при секретаре - Чуркиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску СНТ "Мичуринец" об оспаривании решения Администрации г.о. Самара и Департамента градостроительства г.о. Самара,
по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 16 июня 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не соответствующими закону и нарушающими законные интересы СНТ "Мичуринец" действия Департамента градостроительства г.о. Самара, выразившиеся в предъявлении СНТ "Мичуринец" требования (письмо от 1.12.2015 г. NСП-9/3223-0-2) согласовать в письменной форме план-схему территории названного товарищества с собственником объектов сетевого хозяйства, в охранных зонах которых расположена территория товарищества, как условия продолжения работы по заявлению СНТ "Мичуринец" от 10.06.2015 NСП-9/3223.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 14 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, продолжив работу и приняв решение по его заявлению от 10.06.2015 NСП-9/3223 о согласовании план-схемы территории и направив заявителю копию решения, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары."
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителей Департамента градостроительства г.о. Самара - Кочергиной Л.В. (по доверенности), ПАО "МРСК Волга" - Ивановой А.Ю. (по доверенности) поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей СНТ "Мичуринец" Колесникова В.В., Баранова В.И. (по доверенности), на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
СНТ "Мичуринец" обратилось в суд с административным иском об оспаривании бездействия администрации г.о. Самара и Департамента градостроительства г.о. Самара.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с п.1 ст.10.4 Закона Самарской области "О земле" СНТ "Мичуринец" подготовило план-схему своей территории, содержащую координаты характерных точек границ указанной территории. 18.09.2013 план-схема территории СНТ "Мичуринец" передана в Министерство имущественных отношений Самарской области для согласования. Однако 01.12.2015 из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара поступил ответ, согласно которому в целях организации дальнейшей работы по согласованию план-схемы территории СНТ "Мичуринец" необходимо представить письменное решение о согласовании план-схемы с сетевой организацией, являющейся балансодержателем объектов электросетевого хозяйства, в охранных зонах которых расположена территория. СНТ "Мичуринец" считает, что таким образом в согласовании план-схемы территории отказано. По мнению административного истца, отказ не соответствует п.1ст.10.4 Закона Самарской области "О земле". Отказывая в согласовании план-схемы территории, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары сослался на п. 11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. N160, в то время как указанные Правила не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу названного постановления. Дачные участки СНТ "Мичуринец" размещены на данной территории до установления электролинии (начиная с 1947 года).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, административный истец просил суд признать незаконным требование Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о согласовании план-схемы территории с сетевой организацией, являющейся балансодержателем объектов электросетевого хозяйства, в охранных зонах которых расположена территория СНТ "Мичуринец".
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель Департамента градостроительства г.о. Самара, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представители Департамента градостроительства г.о. Самара - Кочергина Л.В. (по доверенности), ПАО "МРСК Волга" - Иванова А.Ю. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержали и просили решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представители СНТ "Мичуринец" - Колесников В.В., Баранов В.И. (по доверенности) в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям на день возникновения спорных правоотношений регулировались ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в ред. до 01.03.2015) предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 10.4 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляющих территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется без проведения торгов бесплатно при соблюдении следующих условий:
некоммерческое объединение создано до 01.01.2010 либо является правопреемником такого некоммерческого объединения;
план-схема территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, содержащий координаты характерных точек границ данной территории, утвержденный председателем и правлением некоммерческого объединения, представлен на согласование уполномоченному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, в срок до 01.07.2014.
Согласно п.2 ст.3.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 19.08.2015 N929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", действовавшего на момент совершения ответчиком оспариваемых истцом действий, руководитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара (в настоящее время - Департамент градостроительства г.о. Самара) наделен полномочиями по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды, купли-продажи земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.
Теми же полномочиями Департамент градостроительства г.о. Самара наделен и действующим в настоящее время постановлением Администрации г.о. Самара от 10.05.2016 г. N563 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
Из материалов дела следует, что 18.09.2013 СНТ "Мичуринец" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об утверждении план-схемы территории, расположенной по адресу: "адрес" площадью 532 903 кв.м (л.д. 34).
В связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5, 1 Закона Самарской области "О земле", 10.06.2015 заявление СНТ "Мичуринец" от 18.09.2013 с приложенными к нему документами передано на рассмотрение в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара (в настоящее время Департамент градостроительства г.о. Самара).
22.09.2015 административный истец приобщил к ранее поданному заявлению новый вариант план-схемы (л.д. 102, 103-104).
Письмом от 01.12.2015 NСП-9/3223-0-2 Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара сообщил административному истцу о том, что согласно топографическим материалам территория СНТ "Мичуринец" расположена в зоне ЛЭП напряжением 110 кВ (ВЛ 110 КВ "Московская - 1,2").
Ссылаясь на п.11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. N160, согласно которому в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1 000 В, запрещается размещать садовые, огородные и дачные земельные участки, объекты садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, административный ответчик указал административному истцу на то, что последнему "необходимо представить письменное решение о согласовании сетевых организаций, являющимися балансодержателями объектов электросетевого хозяйства, в охранных зонах которых расположена территория СНТ "Мичуринец"".
Вместе с тем, согласно последнему абзацу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 Правила, утвержденные настоящим Постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего Постановления.
Как следует из представленной суду ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", информации (л.д. 113), сведения об охранных зонах принадлежащих названному лицу объектов электросетевого хозяйства, в которые входит, в том числе земельный участок СНТ "Мичуринец", в государственный кадастр недвижимости внесены в 2012 году.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что СНТ "Мичуринец" создано 08.02.2003 в соответствии с действующим законодательством и является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридических лиц (л.д. 10).
Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о том, что п.11 названных выше Правил к спорным правоотношениям неприменим.
Кроме того, сведения об охранных зонах объектов электросетевого хозяйства содержатся в государственном кадастре недвижимости, т.е. являются общедоступными, в связи с чем судом правомерно указано, что административный ответчик, при необходимости, мог самостоятельно запросить данные сведения в филиале ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области в порядке межведомственного взаимодействия. При этом, как следует из представленной суду ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" информации, сведения об охранных зонах принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства в государственный кадастр недвижимости внесены ещё в 2012 г. (л.д. 113).
При таких обстоятельствах, учитывая, что территория СНТ "Мичуринец" размещена в границах охранной зоны ВЛ 110 КВ "Московская - 1,2" до даты вступления в силу Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N160, суд пришел к правильному выводу о незаконности направления административному истцу Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара требования о согласовании план-схемы с собственником линии электропередачи как условия для продолжения работы по рассмотрению заявления истца, ввиду чего решение суда об отказе в удовлетворении заявления является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Довод административного ответчика об отсутствии в материалах дела доказательств, в том числе графических сведений, подтверждающих размещение территории СНТ "Мичуринец" в границах охранной зоны до даты вступления в силу Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N160, является несостоятельным.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на административного ответчика возложена обязанность принять положительное решение по заявлению СНТ "Мичуринец" несостоятельны, поскольку в резолютивной части решения суда указано на продолжение работы и принятие решения по заявлению административного истца от 10.06.2015 N СП-9/3223.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 16 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.