Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сивохина Д.А.,
судей - Вачковой И.Г., Родиной Т.А.
при секретаре - Лещевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Шмелевой Л.М. к Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным действий по установке мусорных контейнеров вблизи жилого дома и понуждении убрать мусорные контейнеры вблизи жилого дома,
по апелляционной жалобе Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 06 июля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Шмелевой Л.М. удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области по установке мусорных контейнеров вблизи жилого дома, расположенного: "адрес"
Обязать Администрацию сельского поселения Рождествено Самарской области убрать мусорные контейнеры, расположенные вблизи жилого дома по адресу: "адрес"
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шмелева Л.М. обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконными действий по установке мусорных контейнеров вблизи жилого дома и понуждении убрать мусорные контейнеры.
В обоснование заявленных требований указано, что Шмелева Л.М. является собственником земельного участка и дома, расположенного по адресу: "адрес" В июле 2015 года перед окнами указанного жилого дома, в нарушение пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" на расстоянии не более 1,5 метров от забора ответчиком установлены мусорные контейнеры. Постановлений, распоряжений по поводу установки контейнерных площадок не принималось, с жителями, в том числе с истцом, вопрос установки контейнеров не согласовывался и не обсуждался. В результате, в непосредственной близости от дома Шмелевой Л.М. обустроена стационарная площадка под мусорные контейнеры с нарушением СНиП, что нарушает ее права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Шмелева Л.М. с учетом уточнений просила суд признать незаконными действия Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области по установке мусорных контейнеров вблизи жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" обязать ответчика убрать мусорные контейнеры вблизи указанного жилого дома.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что дело рассмотрено в порядке ГПК РФ, в то время как подлежало рассмотрению по правилам КАС РФ, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
В заседание судебной коллегии Шмелева Л.М., представитель Администрации муниципального района Волжский Самарской области, представитель сельского поселения Рождествено Самарской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Согласно частям 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в редакции, действующей с 1 января 2016 года, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского (сельского) поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Из материалов дела следует, что Шмелева Л.М. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес"
Установлено, что в июле 2015 года перед окнами указанного жилого дома (на расстоянии не более 1,5 метра от забора) по "адрес" установлена площадка с контейнерами для ТБО.
Согласно п. 2.2.3 СаНПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (абз. 1).
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями (абз.2).
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов (абз. 3).
Пункт 8.2.5 СаНПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" также предусматривает расстояние от контейнеров до жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м.
Согласно акту экспертного исследования N 23 от 04.07.2016 ООО "данные изъяты" из визуальных и инструментальных исследований обнаружено, что расстояние от жилого дома N по "адрес" (собственник Шмелева Л.М.) до площадки с контейнерами для ТБО составляет менее 20 м, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 (3, п.8.2.5.), СанПиН 42-128-4690-88 (4,п.2.2.3.), СНиП 30-02-97 (5,п.5.11), СП 53.13330.2011 (6, п.5.11).
Из материалов дела следует, что по вопросу законности установки мусорных контейнеров вблизи дома Шмелевой Л.М., она обращалась в администрацию муниципального района Волжский Самарской области.
Согласно ответу от 01.10.2015 NЖ-17/1286 (16-420) по информации предоставленной администрацией сельского поселения Рождествено 08.08.2015 в пос. Гаврилова Поляна состоялась встреча жителей, где обсуждались вопросы благоустройства территории. Так как улицы пос. Гаврилова Поляна менее 10 м. шириной, жителями поселка принято решение об установке мусорных контейнеров вблизи проезжей части ул. Центральная. В подтверждение к указанному ответу Администрацией муниципального района Волжский Самарской области приложена копия протокола собрания граждан пос. Гаврилова Поляна сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области от 08.08.2015, из которого следует, что одним из вопросов, рассмотренных в ходе собрания жителей пос. Гаврилова Поляна являлось обсуждение расположения контейнерных площадок и уменьшение количества контейнеров в зимний период времени.
Вместе с тем, как утверждает истец, мусорные контейнеры вблизи дома, расположенного: "адрес", установлены в июле 2015, т.е. до проведения собрания от 08.08.2015.
Данное обстоятельство подтверждено показаниями свидетелей Кузьминой С.Ю. и Шмелевой Т.А., допрошенных в судебном заседании, которые пояснили, что мусорные контейнеры вблизи дома, расположенного: "адрес", установлены в июле 2015 года.
Кроме того, как верно указано судом, представленная копия протокола собрания граждан пос. Гаврилова Поляна сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области от 08.08.2015 не соответствует требованиям действующего законодательства по проведению собрания, поскольку не заверена ни Администрацией муниципального района Волжский Самарской области, ни Администрацией сельского поселения Рождестве но Самарской области.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам, что установка мусорных контейнеров вблизи дома, расположенного: "адрес" существенно нарушает права Шмелевой Л.М. как собственника жилого помещения, оказывает на нее вредное воздействие и нарушает благоприятную среду в принадлежащем ей жилом помещении, и обоснованно удовлетворил заявленные требования, в силу чего решение суда подлежит оставлению без изменения.
Доводы жалобы о том, что заявленные Шмелевой Л.М. требования вытекают из публичных правоотношений и не могли быть рассмотрены в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ, так как подлежали рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению, не могут быть приняты во внимание, поскольку фактически сводятся к несогласию с определением судьи Волжского районного суда Самарской области от 21.01.2016, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 08.04.2016, которым Шмелевой Л.М. отказано в принятии административного искового заявления к Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконными действий по установке мусорных контейнеров вблизи жилого дома и обязании убрать мусорные контейнеры, в связи с тем, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку оспариваемые действия должностных лиц, государственных или муниципальных служащих связаны с возникновением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей.
Кроме того, рассмотрение дела в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, не повлияло на законность принятого решения, все доводы ответчиков учтены судом первой инстанции при принятии решения, им дана надлежащая правовая оценка.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм материального права, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Ссылки в жалобе на наличие исключительных обстоятельств, повлекших установку контейнеров без соблюдения нормативных расстояний, отмену решения не влекут.
Доказательств, свидетельствующих об исключительности случая, что позволяет в силу пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 сократить нормативное расстояние от контейнерной площадки (не менее 20 м) до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом, ответчиком суду не представлено.
Материалы дела не содержат сведений о том, что ширина улиц в п. Гаврилова Поляна составляет менее 10 метров, а также данных о том, что администрацией сельского поселения Рождествено Самарской области рассматривались иные варианты размещения площадки.
Доводы жалобы о том, что Шмелева Л.М. не представила доказательств, что существующее расположение мусорных контейнеров оказывает на нее вредное воздействие и нарушает благоприятную среду в принадлежащем ей жилом помещении, обоснованно признаны судом несостоятельными.
Из показаний свидетеля Кузьминой С.Ю. по дому, принадлежащему Шмелевой Л.М., после установки мусорных контейнеров, стали бегать мыши, даже в дневное время, пахнет мусором, появились мухи, рядом с контейнерами стали выбрасывать строительный мусор и старую мебель, появились бродячие собаки, мусор скапливается вокруг контейнерной площадки, перед забором и за ним. Из показаний свидетеля Шмелевой Т.А. также следует, что отдыхать стало невозможно, в доме неприятно находится, окна выходят на мусорные контейнеры, появился страх заболеть инфекционными заболеваниями. Оснований не доверять указанным свидетелям у суда не имеется.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными истцом фотографиями, из которых следует, что мусор скапливается вокруг контейнерных площадок, около дома и забора, окна дома Шмелевой Л.М. выходят прямо на контейнерную площадку для ТБО.
Доводы жалобы о том, что свидетельские показания не могли быть положены в основу решения суда, в связи с наличием между истцом и свидетелями по делу приятельских и родственных отношений, судебная коллегия признает несостоятельными. Доказательств, опровергающих показания свидетелей, ответчиком суду не представлено, кроме того, как следует из материалов дела, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Показания допрошенных в суде первой инстанции свидетелей Кузьминой С.Ю. и Шмелевой Т.А. об известных им обстоятельствах согласуются с иными доказательствами по делу, в связи с чем у суда не имелось оснований им не доверять.
Иные доводы, изложенные в жалобе были предметом исследования суда первой инстанции, апелляционная жалоба в пределах действий статьи 330 ГПК РФ не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки судом у апелляционной инстанции не имеется.
На основании вышеуказанного судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского районного суда Самарской области от 06 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.