Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик)
судей Вачковой И.Г. и Ласковской С.Н.,
при секретаре Лещевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Карпюк О.Г. на решение Красноглинского районного суда г.Самара от 28 июня 2016 года, которым постановлено:
"Административные исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району г. Самара к Карпюк О.Г. о взыскании недоимки по земельному налогу - удовлетворить.
Взыскать с Карпюк О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: "адрес", в пользу инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району г. Самара задолженность по уплате земельного налога за 2014 год в размере 43737,48 рублей и пени в размере 5943,92 рублей, а всего 49681 (Сорок девять тысяч шестьсот восемьдесят один) рубль 40 копеек.
Взыскать с Карпюк О.Г. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1690 (Одну тысячу шестьсот девяносто) рублей 44 копейки."
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда СивохинаД.А., объяснения представителя Инспекции ФНС России по Кировскому району г.Самары Зутикова Р.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Инспекция ФНС России по Кировскому району г.Самары (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Карпюк О.Г. о взыскании недоимки по земельному налогу.
В обоснование административного иска налоговый орган указал, что административный ответчик является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N N
Карпюк О.Г. был начислен земельный налог за 2014 год в сумме 43737,48 рублей, в порядке ст.52 Налогового кодекса РФ налогоплательщику было направлено налоговое уведомление N857981 от 02.04.2015 с указанием суммы начислений по налогам. Ответчик установленную законом обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем, в адрес Карпюк О.Г. направлено требование N528829 об уплате налога, сбора, пени и штрафа за 2014 год в срок до 24.11.2015, однако обязанность по уплате налога ответчиком не исполнена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Инспекция ФНС России по Кировскому району г.Самары просила суд взыскать с Карпюк О.Г. сумму задолженности по земельному налогу в размере 43737,48 рублей и пени в размере 5943,92 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 23-24).
В апелляционной жалобе Карпюк О.Г. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное (л.д.27-28).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно имеющейся в материалах дела информации, полученной Инспекция ФНС России по Кировскому району г.Самары из регистрирующих органов, Карпюк О.Г. в 2014 году являлась собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N ввиду чего она является плательщиком земельного налога.
Инспекцией ФНС России по Кировскому району г.Самары в адрес Карпюк О.Г. направлено уведомление N857981, с указанием суммы начислений по налогам, содержащее сведения об объектах налогообложения и налоговой базе, доли собственности, налоговых ставках, количестве месяцев в году в течение которых налогоплательщика сохранялось право на объект, сумме налоговых льгот и в результате полученной сумме налога, подлежащей уплате за соответствующий налоговый период (2014год).
В нарушение ст. 45 НК РФ, ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога за 2014 год.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи с выявлением недоимки, в адрес Карпюк О.Г. в установленный ст. 70 НК РФ срок 12.10.2015 направлено требование N528829 об уплате земельного налога и пени за 2014 год, который подлежит уплате до 24.11.2015.
Между тем, установлено, что ответчиком указанное требование оставлено без исполнения.
Таким образом, установлено, что налоговым органом соблюден порядок применения принудительной меры исполнения обязанности по уплате налога и сроки направления налогоплательщику налогового уведомления и налогового требования об уплате транспортного налога и пени, а также сроки для обращения в суд с исковым заявлением.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины на основании ст.333.36 НК РФ и требования удовлетворены в полном объеме, суд обоснованно взыскал с ответчика государственную пошлину.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Налоговым органом не подавалось заявление о вынесении судебного приказа.
Эти доводы являются несостоятельными, основанными на неправильном понимании закона.
В соответствии со ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций
Материалами дела установлено, что к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец не обращался. В связи с неуплатой земельного налога в установленный срок в адрес административного ответчика было направлено требование N528829 об уплате налога, сбора, пени, штрафа за 2014 год в срок до 24.11.2015.
Административное исковое заявление налоговым органом подано 14.04.2016, то есть без нарушения срока.
Доводы апелляционной жалобы Карпюк О.Г. о применении завышенной налоговой ставки являются обоснованными.
Постановлением Самарской городской думы от 24.11.2005 N188 в редакции от 09.07.2015 N583 (действовавшей на момент исчисления налога) установлены налоговые ставки в следующих размерах: 0,2 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В заседании судебной коллегии налоговый орган согласился с этим доводом ответчика и предоставил уточненный расчет задолженности по земельному налогу в размере 29158,32 рублей и пени в размере 433 рубля.
В силу части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").
Частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что постановленное судом первой инстанции решение в части удовлетворения требований о взыскании с Карпюк О.Г. земельного налога за 2014 год нельзя признать законным, оно подлежит изменению путем снижения размера взысканной суммы земельного налога до 29158,32 рублей и размера пени до 433 рублей.
На основании ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, размер государственной пошлины, взысканной с Карпюк О.Г. подлежит снижению до 1087,74 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красноглинского районного суда г.Самары от 28 июня 2016 года изменить, изложить его резолютивную в следующей редакции:
"Административные исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району г. Самара к Карпюк О.Г. о взыскании недоимки по земельному налогу удовлетворить.
Взыскать с Карпюк О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: "адрес", в пользу инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району г. Самара задолженность по уплате земельного налога за 2014 год в размере 29158,32 рублей и пени в размере 433 рублей, а всего 29591,32 рубль.
Взыскать с Карпюк О.Г. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1087,74 рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.