Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сивохина Д.А.,
судей - Вачковой И.Г., Маркина А.В.,
при секретаре - Чуркиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шахназаряна З.С. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка,
по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 13 июля 2016 года, которым постановлено:
"Административный иск Шахназаряна З.С. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату. Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Шахназарян З.С. обратился в суд с административным иском об оспаривании распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по адресу: "адрес"" и возложении на административного ответчика обязанности предварительно согласовать предоставление указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании договора купли-продажи от 09.02.2015 Шахназарян З.С. является собственником жилого дома, общей площадью 17, 4 кв.м, расположенного по адресу "адрес". В декабре 2015г. Шахназарян З.С. обратился к Главе г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанному адресу, предоставив схему его расположения. Распоряжением руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара от 26.02.2016 N168 Шахназарян З.С. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, в связи с тем, что образование испрашиваемого земельного участка приведёт к невозможности разрешённого использования расположенного на нём объекта недвижимости из-за несоответствия территориальной зоне и градостроительным регламентам. Шахназарян З.С. считает, что основания, по которым административный ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, являются незаконными, поскольку, в силу п.8 ст.36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, а также параметры, которых не соответствуют новому градостроительному регламенту, могут использоваться без их приведения с новыми нормами, за исключением тех, существование и использование, которых опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среде, памятниками культуры. При принятии решения, Департаментом управления имуществом г.о. Самара не учтено, что Шахназарян З.С. является собственником жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, построенного задолго до введение в действие Земельного и Градостроительного кодексов РФ, соответственно имеет преимущественное право покупки земельного участка.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений Шахназарян З.С. просил суд признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Департамент управления имуществом г.о. Самара, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
Шахназарян З.С., представители Департамента управления имуществом г.о. Самара и Департамента градостроительства г.о. Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Шахназарян З.С. является собственником жилого дома площадью 17,4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
15.12.2015 Шахназарян З.С. обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в собственность за плату, для использования под жилым домом с приусадебным участком, площадью 100 кв. м, расположенного по вышеназванному адресу.
Распоряжением руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара от 26.02.2016 N168 Шахназарян З.С. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, на основании п.п.1 п.8 ст.39.15, п.п. 3 п.16 ст.11.10, пункты 4, 6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, подпункт 3 пункта 2.13 Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги "предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов", в связи с тем, что образование испрашиваемого земельного участка приведёт к невозможности разрешённого использования расположенного на нём объекта недвижимости из-за несоответствия территориальной зоне и градостроительным регламентам.
Основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка явилось поступление из Департамента градостроительства г.о. Самара информации о том, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) (ПК-1) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утверждённых Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N61, в связи с чем, административным ответчиком сделан вывод, что образование испрашиваемого земельного участка приведёт к невозможности разрешённого использования расположенного на нём объекта недвижимости из-за несоответствия территориальной зоне и градостроительным регламентам. Иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка оспариваемое распоряжение от 26.02.2016 N168 не содержится.
Вместе с тем, согласно п.п.1 п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 ст.11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктами 4, 6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешённого использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Предварительное согласование предоставления земельного участка регламентировано ст. 39.15 Земельного кодекса РФ.
При этом, в соответствии с п.10 указанной статьи решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования:
1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны;
2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию;
3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 2.13 Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги "предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов" основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в части предварительного согласования предоставления земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с положениями ст.85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешённого использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
В силу ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу п. 1 ст. 6 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 N 61 (в действующей редакции), объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами, при этом исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, а применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Судом установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что жилой дом, принадлежащий административному истцу, который находится на испрашиваемом земельном участке построен до введения в действие Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и до принятия градостроительных регламентов, утверждённых Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре".
При таких обстоятельствах отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в собственность за плату, по заявленному в нем мотиву является незаконным, ввиду чего решение суда об удовлетворении заявления является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Принятая судом первой инстанции восстановительная мера в виде возложения на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, является исполнимой в рамках предоставленных административному ответчику полномочий, соответствует предмету заявленных требований, направлена на восстановление нарушенных прав административного истца и соответствует вышеизложенным нормам права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что образование испрашиваемого земельного участка приведёт к невозможности разрешённого использования расположенного на нём объекта недвижимости из-за несоответствия территориальной зоне и градостроительным регламентам, с учетом указанных выше обстоятельств, правового значения не имеют и отмену решения повлечь не могут.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 13 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.