Самарский областной суд в составе:
Председательствующего-Судьи Родиной Т.А.
При секретаре Бамбуровой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело N3а-559/2016 по административному исковому заявлению Пустового А.В. к Территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района г.Самара Самарской области, Александровой Ю.Н. об отмене регистрации кандидата,
с участием прокурора Гуляевой Е.С.,
представителя Пустового А.В. по доверенности Целовальниковой Е.П.,
представителя Территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района города Самара Самарской области по доверенности Кленкиной Н.В.,
представителя Александровой Ю.А. по доверенности Филатовой М.А.,
представителя Самарского регионального отделения Политической партии ЛДПР Седогина А.М.,
представителя Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Солнцева В.М.,
У с т а н о в и л :
Постановлением Самарской Губернской Думы N1656 от 14.06.2016 года на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва.
Территориальная избирательная комиссия Железнодорожного района города Самара Самарской области, наделенная полномочиями окружной избирательной комиссии, 01.08.2016 года приняла решение N7-1 о регистрации в качестве кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу N3 Александрову Ю.Н., выдвинутую избирательным объединением "Самарское региональное отделение ЛДПР".
Кандидат в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу N3 в порядке самовыдвижения Пустовой А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просил отменить регистрацию кандидата Александровой Ю.Н. путем отмены решения Территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района от 01.08.2016 года N7-1.
Требования обоснованы тем, что Александрова Ю.Н. на момент ее выдвижения и регистрации кандидатом в нарушение пункта 3.1 статьи 36 ФЗ от 11.07.2001 N95-ФЗ "О политических партиях" являлась членом политической партии "Единая Россия". Данное обстоятельство не было известно комиссии на момент принятия оспариваемого решения, что согласно подпункта "а" пункта 7 статьи 76 ФЗ от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для отмены регистрации кандидата.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленное требование в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Территориальной избирательной комиссии города Самара оставила разрешение заявленного требования на усмотрение суда, при этом ссылалась на то, что на момент регистрации кандидата Территориальной избирательной комиссии не было известно о том, что Александрова Ю.Н. является членом партии "Единая Россия".
Представитель Александровой Ю.Н., представитель Самарского регионального отделения Политической партии ЛДПР не признали исковые требования, ссылаясь на то, что Александрова Ю.Н. с 05 апреля 2000 года является членом партии ЛДПР, членство в данной партии не прекратила, и в связи с этим обстоятельством орган, уполномоченный выносить решение о принятии в члены ВПП "Единая Россия", не вправе был принимать решение от 17.11.2008 года о приеме ее в члены партии "Единая Россия".
Представитель Самарского регионального отделения ВПП "Единая Россия" пояснил, что Александрова Ю.Н. является членом партии "Единая Россия", с письменным заявлением о выходе из партии не обращалась.
Избирательная комиссии Самарской области просила рассмотреть дело в ее отсутствие и отказать в удовлетворении заявленного требования.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего заявленное требование подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное Пустовым А.В. требование следует удовлетворить.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона.
При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В силу подпункта "б" статьи 24 вышеприведенного закона основанием отказа в регистрации кандидата является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона "О политических партиях" ФЗ-95 от 11.07.2001 г. гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания. В соответствии с требованиями пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона N95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
Из материалов дела следует, что 18.07.2016 года Александрова Ю.Н. представила в территориальную избирательную комиссию Железнодорожного района города Самары заявление о согласии Самарскому региональному отделению Политической партии ЛДПР баллотироваться кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва по Железнодорожному одномандатному округу N3, а также документы, предусмотренные действующим законодательством РФ для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата в депутаты.
26.07.2016 года она представила документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Решением Территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района г.Самары от 01.08.2016 года Александрова Ю.Н. была зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы, а 03.08.2016 года в избирательную комиссию поступило письмо Самарского регионального отделения Всероссийской Политической Партии "Единая Россия" о том, что Александрова Ю.Н. является членом этой партии.
Указанное обстоятельство является вновь открывшимся и влекущим основания для отмены регистрации кандидата, поскольку существовало на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не было и не могло быть известно избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В материалах дела имеются сведения о том, что Александрова Ю.Н. с 05.04.2000 года является членом политической партии ЛДПР, а 17.11.2008 года она принята в политическую партию "Единая Россия".
Основанием принятия Александровой Ю.Н. в партию "Единая Россия" является ее письменное заявление о вступлении в партию от 07.11.2008 года.
Согласно выписке из протокола заседания местного политического Совета Ленинского района Самарского регионального отделения Всероссийской Политической Партии "Единая Россия" N35 от 17.11.2008г. Александрова Ю.Н. принята в члены этой партии.
Право граждан Российской Федерации беспрепятственно выходить из политических партий установлено статьей 2 Федерального закона "О политических партиях".
В силу прямого предписания, содержащегося в подпункте "в" пункта 2 статьи 21 вышеуказанного закона устав политической партии должен содержать положения, определяющие условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии.
Согласно пункту 4.3.1 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" прекращение членства происходит на основании личного письменного заявления гражданина, принявшего решение о выходе из партии, которое подается в первичное /местное, региональное/ отделение Партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена Партии. Прекращение членства в Партии наступает со дня регистрации этого письменного заявления в соответствующем первичном /местном, региональном/ отделении.
Судом установлено, что с заявлением о выходе из партии "Единая Россия" Александрова Ю.Н. ни в одно из отделений партии "Единая Россия" не обращалась, в связи с чем членство Александровой Ю.Н. в указанной партии не прекращено.
Доводы Александровой Ю.Н. о том, что 11.07.2016 года ею было подано заявление о выходе из партии "Единая Россия" в местное отделение партии "Единая Россия" Самарского района, являются несостоятельными, поскольку не подтверждены доказательствами.
Представленными в суд сведениями избирательной комиссии Самарской области и Самарского регионального отделения Всероссийской Политической Партии "Единая Россия" указанные доводы опровергнуты.
Позиция Александровой Ю.Н. о том, что уполномоченный орган не вправе был принимать решение от 17.11.2008 года о приеме ее в партию "Единая Россия" в связи с членством в другой политической партии и нарушением процедуры, не имеет правового значения при рассмотрении данного дела.
Учитывая специфику избирательных правоотношений, принятие решения о регистрации кандидата в депутаты не подразумевает производить оценку законности принятия кандидата в члены той или иной партии.
Принимая во внимание, что члены политической партии имеют права и несут обязанности в соответствии с федеральным законом и Уставом партии, Александрова Ю.Н. должна была действовать с той степенью осмотрительности, которая исключала бы любую возможность ей или другим участникам этих правоотношений считать, что она является членом иной политической партии.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что регистрация кандидата в депутаты Александровой Ю.Н. произведена в нарушение требований, предусмотренных законом "О политических партиях", что является основанием для отмены решения Территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района г.Самары Самарской области N7-1 от 01.08.2016 года о регистрации Александровой Ю.Н. в качестве кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва.
Руководствуясь ст.239-244 КАС РФ, суд
О п р е д е л и л :
Требование Пустового А.В. удовлетворить.
Отменить решение Территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района г.Самары Самарской области N7-1 от 01.08.2016 года о регистрации кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва Александрову Ю.Н., выдвинутую избирательным объединением "Самарское региональное отделение ЛДПР".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней.
Судья: Т.А.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.