Судья Алтайского краевого суда Зацепин Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 14 июля 2016 года по делу по жалобе Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу Подосинникова В.В. от 19 мая 2016 год, которым
Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, ИНН "номер", ОГРН "номер", юридический адрес: "адрес",
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ "номер", составленному старшим Государственным инспектором дорожного надзора отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу Шефер Д.В., ДД.ММ.ГГ в "данные изъяты" часов "данные изъяты" мин. выявлены нарушения, допущенные Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, выразившиеся в нарушении правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии и непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, а именно, допустил наличие на проезжей части выбоин, размер которых превышает требования п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы" на следующих участках проезжих частей: на "адрес" в районе зданий: "номер" выбоина глубиной 11 см, шириной 85 см., длиной 85 см.; "номер" - выбоина глубиной 9 см., шириной 70 см., длиной 125 см.; "номер" - выбоина глубиной 15 см., шириной 200 см., длиной 160 см.; "адрес" в районе зданий: "номер" - выбоина глубиной 8 см., шириной 76 см., длиной 200 см.; "номер"в - выбоина глубиной 9 см., шириной 80 см., длиной 200 см.; "номер" - выбоина глубиной 9 см., шириной 200 см., длиной 310 см.; "номер" б - выбоина глубиной 10 см., шириной 200 см., длиной 125 см.; "номер" - выбоина глубиной 13 см., шириной 140 см., длиной 200 см.
Действия Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула квалифицированы по ст. 12.34 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, ссылаясь на то, что сотрудниками полиции в нарушение требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" были проведены контрольные мероприятия и составлен акт выявленных недостатков без уведомления об этом Комитета, а при привлечении органа местного самоуправления к административной ответственности не установлена категория проезжей части, которая влияет на срок устранения повреждений; также просил уменьшить размер штрафа.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу Подосинникова В.В. от ДД.ММ.ГГ "номер" изменено в части назначенного административного наказания, уменьшен размер административного штрафа до 150 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула просит отменить решение Центрального районного суда г. Барнаула.
В обоснование ссылается на то, что судом не применены нормы, подлежащие применению, не учтены все доводы жалобы: в нарушение закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Комитет не был уведомлен о проведении контрольных мероприятий, акт выявленных недостатков составлен в отсутствие законного представителя юридического лица; сотрудниками полиции не указана категория проезжей части; а также на то, что комитет поручил содержание автомобильных дорог городского округа город Барнаул МБУ "Автодорстрой", а также на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 25 февраля 2014 года N 4-П, нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возможности снижения административного штрафа.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, не нахожу оснований для отмены состоявшегося решения.
В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Субъектами правонарушений, указанных в ст. 12.34 КоАП РФ являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.
Объектом правонарушений выступают общественные отношения в области безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в частности: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как следует из ч. 11 ст. 5 этого же закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с п. 3.1.2 Р ГОСТ 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Как следует из материалов дела, в г. Барнауле имеются выбоины на следующих участках проезжих частей: "адрес" в районе зданий: "номер" выбоина глубиной 11 см, шириной 85 см., длиной 85 см.; "номер" -глубиной 9 см., шириной 70 см., длиной 125 см.; "номер" - глубиной 15 см., шириной 200 см., длиной 160 см.; "адрес" в районе зданий: "номер" -глубиной 8 см., шириной 76 см., длиной 200 см.; "номер"в - выбоина глубиной 9 см., шириной 80 см., длиной 200 см.; "номер" - выбоина глубиной 9 см., шириной 200 см., длиной 310 см.; "номер" б - выбоина глубиной 10 см., шириной 200 см., длиной 125 см.; "номер" - выбоина глубиной 13 см., шириной 140 см., длиной 200 см.
Данное обстоятельство подтверждается актом выявленных недостатков содержания улично-дорожной сети от ДД.ММ.ГГ, составленным старшим государственным инспектором дорожного надзора отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России, фотографиями. Измерения проводились при помощи рейки дорожной универсальной КП-231, прошедшей поверку ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно эксплуатационным характеристикам объединены в три группы:
-группа А - автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения;
-группа Б - автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения;
-группа В - автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Указанные выше улицы в данный перечень не входят.
Постановлением Администрации Алтайского края от 27.04.2009 N 188 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения" утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Указанные выше улицы в данный перечень не входят.
С учетом изложенного, указанные дороги относятся к дорогам общего пользования местного значения.
Уставом городского округа - город Барнаул Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года N 789, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со ст. 57 Устава городского округа - город Барнаул Алтайского края администрация города организует, в том числе, содержание дорожного хозяйства.
Постановлением Администрации города Барнаула от 02 сентября 2015 года N 1543 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа - город Барнаул Алтайского края" "адрес" и "адрес" отнесены к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа-города Барнаула Алтайского края.
Органом местного самоуправления специальной компетенции, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения на территории г. Барнаула в сфере дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, благоустройства, транспорта и связи в соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 28 марта 2014 N 284 является Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула.
Согласно Положению о Комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской думы от 28 марта 2014 года N 284, он является органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения на территории города в сфере организации дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, благоустройства, транспорта и связи. В частности, в соответствии с п.2.1 Положения основными целями и задачами Комитета являются осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3.1 Положения во исполнение основных целей и задач Комитет осуществляет следующие функции: осуществляет полномочия муниципального заказчика по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд по направлениям своей деятельности в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города на эти цели.
Согласно Положению о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения на территории городского округа -города Барнаула, являющемуся приложением к решению Барнаульской городской думы от 27 сентября 2013 года N 178 Об утверждении положения о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения на территории городского округа -города Барнаула, муниципальный дорожный контроль к порядку содержания и ремонту автомобильных дорог осуществляется комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула
Поскольку государственным инспектором дорожного надзора отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу установлено, что дороги по "адрес" и "адрес", не соответствуют нормативным требованиям, а указанные дороги являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения, то в силу вышеприведенных положений Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула обоснованно привлечен к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст.12.34 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств: актом выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГ и фототаблицами, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ; Положением о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
Перечисленные доказательства получили надлежащую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, оснований для иной оценки этих доказательств не имеется.
Приведенные положения законодательства и доказательства, собранные по делу в их совокупности свидетельствуют о правильности вывода судьи о том, что Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула является надлежащим субъектом, обязанным контролировать состояние дорог, принимать необходимые меры по приведению дорог в соответствие с нормативными требованиями.
Выявленные нарушения препятствуют обеспечению безопасности дорожного движения в городе Барнауле, поскольку неудовлетворительное состояние дорог, их несоответствие требованиям ГОСТа Р 50597-93 отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имуществу, в то время как основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Действия Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула верно квалифицированы по ст.12.34 КоАП РФ.
Довод о проведении проверки и составлении акта о выявленных недостатках от ДД.ММ.ГГ в нарушение Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля" без извещения и в отсутствие представителя Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула отклоняется как не свидетельствующий о нарушении порядка привлечения к административной ответственности на основании следующего.
В силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 года N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения", федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами (пункт 2).
При этом, пунктом 3 настоящего Постановления предусмотрено, что должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор, являются: ... сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание.
Пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что на государственную инспекцию безопасности дорожного движения возложена в частности обязанность осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасного дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии.
В соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнение государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД РФ от 30.03.2015 N 380 включает в себя, в том числе, административную процедуру по надзору за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме (п. 33).
Надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения (п. 81).
При надзоре за дорожным движением осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (п. 82).
Таким образом, указанная административная функция осуществляется вне рамок организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и, соответственно, не требует обязательного уведомления представителя соответствующего органа местного самоуправления при обнаружении факта неудовлетворительных дорожных условий при проведении дорожного надзора.
Каких-либо проверок Комитета в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" старший государственный инспектор дорожного надзора отделения ДИОД ГИБДД УМВД России по г. Барнаулу не проводил.
Ссылка Комитета о том, что по утвержденному муниципальному заданию, выданному МБУ "Автодорстрой" г. Барнаула, Комитет передал на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильную дорожную сеть городского округа г. Барнаула указанному учреждению, значения для рассматриваемого дела не имеет, поскольку в соответствии с определением, данным в Бюджетном кодексе Российской Федерации, муниципальное задание - это документ, устанавливающий требований к составу, качеству и (или)объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). При этом, в соответствии со стандартом качества выполненных работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденным Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула приказом от 15 июля 2015 года, регулирующим взаимоотношения между Комитетом и МБУ "Автодорстрой" города Барнаула, контроль за деятельностью Учреждения, освидетельствование качества выполняемых работ, а также их промежуточную приемку осуществляет Комитет.
Между тем, участки дорог "адрес" и "адрес" не отремонтированы, наличие повреждений на них подтверждается материалами дела. Указанное, вопреки доводам жалобы, свидетельствует о ненадлежащем исполнении Комитетом своих полномочий в сфере дорожной деятельности.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения на территории города в сфере организации дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, благоустройства, транспорта и связи, а также по контролю содержанием и ремонтом автомобильных дорог не были приняты все зависящие от него меры по выполнению этих обязанностей.
Отсутствие указания на категорию проезжей части не влечет отмену постановления должностного лица и решения судьи, поскольку объективной стороной вменяемого административного правонарушения является несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений; непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Ссылаясь в жалобе на положения КоАП и Постановления Конституционного суда Российской Федерации о возможности снижения административного штрафа, Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула не принял во внимание, что при вынесении решения судьей Центрального районного суда г. Барнаула учтены положения ст. 4.1 КоАП РФ, конкретные обстоятельства дела, характер инкриминируемого деяния, наступившие последствия совершенного бездействия, правовое положение Комитета в системе органов местного самоуправления, его имущественное и финансовое положение и снижен штраф до 150 000 рублей
Доводы жалобы не опровергают выводов должностного лица и судьи о наличии в действиях Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, поэтому не могут повлечь отмену обжалуемого решения.
Процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края оставить без изменения, жалобу Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула -без удовлетворения.
Судья Е.М.Зацепин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.