Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Колесниковой Л.В., Медведева А.А.
при секретаре Богдан Л.Ф.
с участием прокурора Текутьевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика АО "Барнаульская горэлектросеть" на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 июня 2016г. по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края в интересах Ц.М.Н. к АО "Барнаульская горэлектросеть", ООО "Барнаульская сетевая компания" о возложении обязанности провести перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды.
Заслушав доклад судьи Гореловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился в суд в интересах Ц.М.Н. с вышеуказанным иском, в котором просит признать незаконными действия ООО "Барнаульская сетевая компания" по монтажу приборов учета электроэнергии на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома "адрес", обязать ООО "Барнаульская сетевая компания" демонтировать установленный общедомовой прибор учета электроснабжения, обязать АО "Барнаульская горэлектросеть" прекратить начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды с использованием общедомовых приборов учета в многоквартирном жилом доме "адрес", обязать АО "Барнаульская горэлектросеть" произвести перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды, начисленной по показаниям установленного общедомового прибора учета, с момента установки общедомового прибора учета, Ц.М.Н.
В обоснование заявленных требований указал, что Ц.М.Н. проживает в квартире "адрес"
Указанный жилой дом решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от 13.08.2012 признан подлежащим капитальному ремонту.
В ходе проверки установлено, что ввиду отсутствия технической возможности монтажа ОДПУ в жилом многоквартирном доме он был смонтирован и 19.11.2015 введен в эксплуатацию в распределительном устройстве трансформаторной подстанции N537.
Поскольку учет используемых энергетических ресурсов в ветхом, аварийном или подлежащем сносу жилье не может производиться с применением коллективных (общедомовых) приборов учета, действия ответчиков по установке ОДПУ и начислению платы с его использованием противоречит законодательству.
Ответчики исковые требования не признали, просили в иске отказать.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 июня 2016г. исковые требования удовлетворены.
Суд постановилпризнать незаконными действия ООО "Барнаульская сетевая компания" по монтажу приборов учета электроэнергии по общедомовые нужды многоквартирного жилого дома "адрес"
Обязать ООО "Барнаульская сетевая компания" демонтировать установленный общедомовой прибор учета электроснабжения многоквартирного жилого дома "адрес"
Обязать АО "Барнаульская горэлектросеть" прекратить начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды с использованием общедомовых приборов учета в многоквартирном жилом доме "адрес"
Обязать АО "Барнаульская горэлектросеть" произвести перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды, начисленной по показаниям установленных общедомовых приборов учета, с момента установки общедомовых приборов учета Ц.М.Н..
Взыскать с АО "Барнаульская горэлектросеть" в доход муниципального образования городского округа г. Барнаула государственную пошлину в размере 300 руб.
Взыскать с ООО "Барнаульская сетевая компания" в доход муниципального образования городского округа г. Барнаула государственную пошлину в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе АО "Барнаульская горэлектросеть" просит об отмене решения суда, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, что привело к неправильному выводу.
В дополнительной жалобе ответчик ссылается на Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 6 июля 2016г.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Железнодорожного района просит жалобу оставить без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель АО "Барнаульская горэлектросеть" на доводах жалобы настаивал, просил жалобу удовлетворить.
Ц.М.Н. и прокурор просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в дело не явились. С учетом надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте рассмотрения спора, судебная коллегия полагает возможным дело рассмотреть в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как установлено судом, Ц.М.Н. является собственником квартиры "адрес" и проживает в указанном жилом помещении.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 13.08.2012 многоквартирный жилой дом "адрес" признан требующим капитального ремонта (л.д.8-13).
Ввиду отсутствия технической возможности монтажа ОДПУ в жилом многоквартирном доме ООО "Барнаульская сетевая компания" 19.11.2015 осуществила монтаж и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии в распределительном устройстве трансформаторной подстанции N537, что следует из актов от 2013 и 19.11.2015 (л.д.17-18, 27).
На основании показаний указанного прибора учета АО "Барнаульская горэлектросеть" производит начисления, в том числе и истцу Ц.М.Н.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что учет используемых энергетических ресурсов в ветхом, аварийном, непригодном для проживания жилье не может производиться с применением коллективных (общедомовых) приборов учета.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он не соответствует нормам права.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем, в силу предл. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии, которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.
Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
В соответствии с п. 44 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
Данная позиция изложена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ 06.07.2016г.
Ссылка прокурора на отсутствие согласия истца на установку прибора учета, на отсутствие решения собрания собственников многоквартирного дома по данному вопросу, не могут быть приняты во внимание, поскольку в суд не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что прибор учета установлен на общее имущество собственников дома.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе истцу в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
апелляционную жалобу АО "Барнаульская горэлектросеть" удовлетворить. Решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 июня 2016г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору Железнодорожного района г. Барнаула - отказать.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.