Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Костогладовой О.Г., Бусиной Н.В.,
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Быстровой И. В. на решение Бийского районного суда Алтайского края от 12 мая 2016 года
по иску Быстровой И. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чучалиной С. А., Чучалина А. А. к Администрации Бийского района, Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года о признании решения администрации незаконным, о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, о взыскании суммы социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Быстрова И.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чучалиной С.А., Чучалина А.А., обратилась в суд с названным иском к Администрации Бийского района, Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года.
В обоснование требований указано, что истцы являются собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", проживают в данном жилом помещении. В период паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года в Алтайском крае, принадлежащее истцам жилое помещение попало в зону наводнения, в результате чего нуждалось в капитальный ремонт. На обращение истца с просьбой произвести социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого помещения, межведомственная комиссия Администрации Бийского района ответила отказом, ссылаясь на то, что действие Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, на заявителя не распространяется. Решением Бийского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ решение *** от ДД.ММ.ГГ, принятое на заседании Межведомственной комиссии Администрации Бийского района, признано незаконным, на Администрацию Бийского района возложена обязанность провести повторное рассмотрение заявления Быстровой И.В.
Решением Межведомственной комиссии *** от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении заявления истца повторно отказано по тем же основаниям, с чем истец не согласна, поскольку в жилом помещении истцов капитальный ремонт не произведен, решение комиссии принято с нарушением сроков, установленных решением Бийского районного суда.
С учетом уточнения требований истец просила признать решение Межведомственной комиссии *** от ДД.ММ.ГГ об отказе во включении истцов в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, незаконным, признать за ней и несовершеннолетними Чучалиной С.А., Чучалиным А.А. право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, взыскать с "адрес" социальную выплату в размере "данные изъяты"., из расчета "данные изъяты"
Решением Бийского районного суда Алтайского края от 12 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Быстрова И.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что право на ремонт поврежденного в результате паводка жилого помещения, истцами не было реализовано. Судом не учтено, что муниципальный контракт, заключенный между Администрацией Бийского района и АКГУП "Алтайстройзаказчик" ДД.ММ.ГГ на проведение капитального ремонта объектов, пострадавших в результате паводка, не может быть определен Порядком, предусмотренным Постановлением Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, так как указанный контракт был заключен ранее. Кроме того, жилой дом, в котором расположена квартира истцов, является одноэтажным, а в контракте указан двухэтажный девятиквартирный дом. Согласно контракту работы должны были быть выполнены до ДД.ММ.ГГ, однако не выполнены до настоящего времени. Собственники жилого помещения в контракте не указаны, поэтому их участие в споре о ненадлежащем выполнении работ не предусмотрено законом. Также судом не учтено, что повторное рассмотрение на основании судебного решения заявления истца межведомственной комиссией вынесено с нарушением установленных судом сроков.
В суде апелляционной инстанции Быстрова И.В. апелляционную жалобу поддержала. Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь нормами ч.3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца Быстровой И.В., проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив данные доводы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда при проверке в апелляционном порядке законности решения по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Постановлением Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ в связи с обильными осадками, выпавшими в "адрес" и юго-восточных районах Алтайского края, значительным повышением уровня воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, превышением критических отметок уровня воды в реках в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и "адрес" с ДД.ММ.ГГ введен режим чрезвычайной ситуации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Решением Бийского районного суда от ДД.ММ.ГГ установлен факт постоянного проживания истцов в указанном жилом помещении по состоянию на ДД.ММ.ГГ - на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года.
Истцы обратились в Администрацию Бийского района с заявлением о включении их в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта названного жилого помещения.
Решением Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, *** от ДД.ММ.ГГ заявителям отказано во включении в вышеуказанный список со ссылкой на то, что действие п.2 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, а именно, что действия вышеуказанного порядка не распространяются на жилые помещения и жилищный фонд, поврежденные в результате паводка, капитальный ремонт которых произведен в соответствии с Постановлением Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ "Об утверждении порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края".
Решением Бийского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ указанное решение межведомственной комиссии признано незаконным, на Администрацию Бийского района возложена обязанность провести повторное рассмотрение заявления Быстровой И.В. и принять по нему соответствующее решение в течение 10 дней.
Решением межведомственной комиссии *** от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении заявления истцам повторно отказано по тем же основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцами требований, суд первой инстанции исходил из того, что у истцов, как пострадавших в результате паводка в мае-июне 2014 года, возникло право на получение социальной поддержки в форме проведения капитального ремонта жилищного фонда, состоящего из общего имущества собственников многоквартирного дома и жилого помещения истцов, в рамках Постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, в связи с чем права на получение социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения у них не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу обстоятельствам и закону.
В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2014 N1365 утверждены Правила предоставления в 2014 году из Федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации; распределение в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2014 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края (далее - субъекты Российской Федерации) на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
При этом под поврежденным жилищным фондом по смыслу названных Правил понимаются жилые помещения и (или) общее имущество собственников помещений в многоквартирных домах независимо от формы собственности, поврежденные в результате паводков и требующие проведения капитального ремонта (п.2 Правил).
Согласно подп. "а" п.7 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Пунктом 8 Правил установлено, что финансовое обеспечение реализации мероприятий осуществляется однократно в отношении одного жилого помещения и (или) многоквартирного дома.
В целях реализации настоящих Правил постановлением Администрацией Алтайского края от 23.12.2014 N576 утвержден Порядок реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, который определяет процедуру выделения средств и условия проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края.
Пунктом 4 Порядка установлено, что перечень работ по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда утверждается Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Средства на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта поврежденного жилищного фонда перечисляются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам за выполненные работы по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда (п.7 Порядка).
Основанием для перечисления средств индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам за выполненные работы по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда является выполнение ими условий заключенных с органами местного самоуправления городского округа, муниципального района договоров на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, и (или) многоквартирных домов, поврежденных в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края (п.8 Порядка).
В целях определения правил выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, Постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.
Согласно п.4 названного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие совокупности следующим условиям: являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты; проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации; не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты; включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
При этом действие настоящего Порядка не распространяется на жилые помещения и жилищный фонд, поврежденные в результате паводка, капитальный ремонт которых произведен в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 23.12.2014 N576 "Об утверждении Порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка" (п.2 Порядка).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ между администрацией Бийского района Алтайского края (муниципальный заказчик) и АКГУП "Алтайстройзаказчик" (технический заказчик) заключен муниципальный контракт на выполнение функций технического заказчика по неотложным аварийно-восстановительным работам и капитальному ремонту объектов. В перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту включен, в том числе многоквартирный жилой дом по "адрес", сумма капиталовложений на указанный объект определена в размере "данные изъяты" (Приложение N1).
В соответствии с п.1.1 муниципального контракта в связи с чрезвычайной ситуацией природного характера, на основании п.9 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N44-ФЗ муниципальный заказчик поручает, а технический заказчик принимает на себя обязательства по выполнению функций технического заказчика по неотложным аварийно-восстановительным работам и капитальному ремонту объектов, согласно приложению ***. В соответствии с условиями настоящего контракта муниципальный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить выполненные работы (услуги) за счет средств федерального и краевого бюджета.
Согласно п.2.1 муниципального контракта работы (услуги), предусмотренные настоящим контрактом, выполняются техническим заказчиком до ДД.ММ.ГГ.
Вывод суда о включении жилого дома по "адрес" в "адрес", в котором расположена квартира истцов, в список домов, подлежащих ремонту в порядке, установленном постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, подтверждается материалами дела и доводами апелляционной жалобы, указывающими, в том числе, на принятие указанного постановления после заключения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГ, не опровергается. Заключение муниципального контракта до принятия Администрацией Алтайского края постановления от ДД.ММ.ГГ *** само по себе не является обстоятельством, исключающим выполнение работ в рамках муниципального контракта в порядке, предусмотренном названным постановлением.
Довод жалобы о том, что в Приложении *** к муниципальному контракту указан двухэтажный дом по "адрес" в "адрес", в то время как дом является одноэтажным, также не свидетельствует об ошибочности вывода суда о включении жилого дома, в котором расположена квартира истцов, в список домов, подлежащих ремонту в порядке, установленном постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, поскольку адрес дома совпадает с адресом дома истцов, и включение дома в вышеназванный список подтверждается также информацией "адрес".
Из представленных в дело актов о приемке выполненных работ от 22.14.2014 и от ДД.ММ.ГГ, составленных между АКГУП "Алтайстройзаказчик" (заказчик) и ООО "Строй-Камень" (подрядчик) следует, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", работы по капитальному ремонту проводились, в том числе в "адрес".
При таких обстоятельствах, учитывая то, что жилой дом по адресу: "адрес", в котором расположена квартира истцов, включен в список домов, подлежащих ремонту в порядке, установленном постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, вывод суда первой инстанции об отсутствии у истцов права на включение в список граждан на получение социальных выплат на капитальный ремонт жилых помещений в порядке, предусмотренном постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** вопреки доводам апелляционной жалобы является верным.
Непроведение капитального ремонта в квартире истцов в данном случае свидетельствует не о наличии у истцов права на получение социальной выплаты в порядке, предусмотренном постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, а о наличии спора о ненадлежащем выполнении работ, который не может быть разрешен в рамках заявленных истцами требований.
Доводы жалобы о нарушении установленного судом срока рассмотрения межведомственной комиссией заявления истцов правового значения для разрешения спора также не имеют.
Поскольку доводы жалобы правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, оснований для отмены либо изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
Законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского районного суда Алтайского края от 12 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Быстровой И. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.