Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Арбачаковой А.В.,
при секретаре Поздняковой А.А.,
с участием представителя истца- Паплинского А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного управления строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 14 апреля 2016 года
по иску Бриля А. С. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Арбачаковой А.В., выслушав представителя истца- Паплинского А.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Бриль А.С. обратился в суд с указанным иском к ответчику. В обоснование заявленных требований указал, что как относящийся к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации "адрес" Алтайского края "О постановке на районный регистрационный учет по получению жилплощади детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГ *** поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилплощади в "данные изъяты" году. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил службу в Вооруженных силах РФ. В связи с наличием указанного постановления администрации "адрес" полагал, что будет обеспечен жилым помещением после 18 лет, однако этого не произошло ни после окончания Тальменского сельскохозяйственного техникума в "данные изъяты"., ни по окончания срочной службы в ВС РФ. Ссылаясь на нормы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", просил обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. в границах муниципального образования р. "адрес" Алтайского края, признать за ним право на обеспечение жилым помещением.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 14.04.2016 исковые требования удовлетворены частично.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность включить сведения о Бриле А. С. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с момента первоначального обращения в Главное управление строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Возложена на Главное управление строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обязанность предоставить Брилю А. С. в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее "данные изъяты" кв. м, в границах муниципального образования р. "адрес" Алтайского края, в случае если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м.
В остальной части иска оказано.
В апелляционной жалобе Главное управление строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского полагает решение суда подлежащим отмене как незаконное и необоснованное.
Указывает, что истец к ответчику с заявлением о включении впервые обратился в "данные изъяты" г., отказ в установленном порядке не обжаловал, срок обжалования пропустил. С заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении среди детей-сирот в органы местного самоуправления в возрасте от 18 до 23 лет истец не обращался. По смыслу правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечении родителей имеют право быть поставленным на учет нуждающихся в получении жилых помещений только до достижении ими возраста 23 лет. Истец таким правом до достижения указанного возраста не воспользовался, уважительных причин пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не представил, в связи с чем утратил право на получение мер социальной поддержки в виде получения жилого помещения. Оснований для восстановления такого срока не имеется. Кроме того такой срок является пресекательным и не относится к сроку исковой давности, подлежащему восстановлению. Истцом не представлено доказательств ненадлежащего исполнения обязанностей по защите его прав органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, а также доказательств незаконного отказа органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С учетом требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ), дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о месте, дате и времени рассмотрения дела.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Бриль А.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к категории "данные изъяты", поскольку его "данные изъяты" ДД.ММ.ГГ, "данные изъяты"- ДД.ММ.ГГ.
Распоряжением администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "данные изъяты" истца назначена "данные изъяты"
Постановлением администрации "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ Бриль А.С. поставлен на районный регистрационный учет по получению жилплощади детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В период с "данные изъяты" г. Бриль А.С. обучался в "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации.
По данным Управления Росреестра по Алтайскому краю, БТИ Бриль А.С. в собственности жилья не имеет.
Согласно информации, представленной отделом образования администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, Бриль А.С. состоял на районом регистрационном учете по получению жилья в отделе образования администрации "адрес" в соответствии с постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГ ***, данный учет производился с целью планирования и прогнозирования мер по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По достижении 18-летнего возраста и при наличии прописки в "адрес" Бриль А.С. должен был обратиться с личным заявлением в администрацию Тальменского поссовета для постановки на льготную очередь по улучшению жилищных условий и сдать документы для получения безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилья, однако с данным заявлением не обращался, поэтому в очереди граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, не состоит. Какой-либо информации о Бриль А.С. в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края не передавалась.
Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края по запросу суда представлена информация от ДД.ММ.ГГ *** о том, что анкета Бриль А.С. на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья не поступала, субсидия истцу не предоставлялась.
Согласно сообщению информации отдела образования администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ при установлении опеки имущества и жилья у несовершеннолетнего не было, жилой площади за ним не закреплялось. В орган местного самоуправления для улучшения жилищных условий граждане обращаются с заявлением по достижении ими возраста 18 лет, имея прописку в районе. Бриль А.С. с данным заявлением не обращался, поэтому в очереди граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, не состоит. Какое-либо помещение на территории "адрес" ему не предоставлялось.
ДД.ММ.ГГ истец обратился в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Однако, исходя из ответа от ДД.ММ.ГГ, ответчиком отказано во включении в указанный список в связи с достижением на момент обращения возраста 23 лет.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, установив, что право истца на обеспечение жилыми помещениями до достижения им возраста 23 лет не реализовано по независящим от него обстоятельствам, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается по следующим основаниям.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст.8 данного Федерального закона (в редакции от 29.02.2012, действующей с 01.01.2013), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз.1 п.1 ст.8 названного Закона).
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме названных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст.8 Закона).
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст.17-2 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ФЗ "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 17-1 настоящего Закона (далее- список), включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет. Включение в список детей (лиц), оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 14 лет, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты и времени поступления в уполномоченный орган документов.
В соответствии с п.5.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 года N 736, органы местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления настоящего Порядка в силу направляют в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству сведения и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в отношении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма до ДД.ММ.ГГ и не обеспеченных жилыми помещениями. Сведения вносятся в Список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в первоначальной редакции, действующей на момент постановки истца на регистрационный учет для получения жилья, регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с жилищным законодательством в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и возможно было при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно правовой позиции, отраженной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2013, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Истец, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, постановленный на основании Постановления администрации "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ на регистрационный учет лиц указанной категории для получения жилья, до достижения 23 лет не был обеспечен жилым помещением, не состоял на учете нуждающихся в жилом помещении в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по защите его прав органом местного самоуправления. До настоящего времени право истца на обеспечение жилым помещением не реализовано. Сведений, в том числе постановления администрации района, о снятии истца с учета не представлено.
Таким образом, вывод суда о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по включению сведений об истце в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями является соответствующим приведенным выше нормам права и установленным по делу обстоятельствам, а доводы жалобы о том, что указанные лица могут быть поставлены на учет нуждающихся в получении жилья только до достижения ими возраста 23 лет- необоснованными.
Вопреки доводам жалобы, определенный законом срок реализации жилищных прав лицами указанной категории (до достижения 23 лет) не является пресекательным. Отсутствие указанных лиц в списке без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.
Иные доводы жалобы не опровергают установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем основаниями для отмены решения суда являться не могут.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежащим.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Барнаула от 14 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края- без удовлетворения.
Председательствующий: Л.А. Науменко
Судьи: А.В. Арбачакова
Л.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.