Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.
судей Александровой Л.А., Арбачаковой А.В.
при секретаре Ахроменко А.Н.
с участием прокурора Текутьевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 8 июня 2016 года
по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах Фрайнт И. А. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Арбачаковой А.В., выслушав прокурора Текутьеву Я.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Славгородский межрайонный прокурор в интересах Фрайнт И.А. обратился в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование требований указал, что Фрайнт И.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сведения о ней внесены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по дате подачи заявления ДД.ММ.ГГ. Жилых помещений в собственности не имеет, по договору найма жилые помещения не предоставлялись, до настоящего времени жилищные права Фрайнт И.А. не реализованы. В июне 2016 года истец выпускается из педагогического колледжа, остро нуждается в жилье.
Ссылаясь на ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.ст. 8, 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", прокурор просил обязать Главное управление предоставить Фрайнт И.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах "адрес", общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.
На главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность предоставить Фрайнт И.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах "адрес" Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру- общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м.
В апелляционной жалобе Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края просит решение суда отменить, указывая, что сведения об истце включены на основании приказа N286 от 20.06.2013, реестровая запись N 2559. Жилые помещения предоставляются указанным лицам на основании списка, сформированного по дате подачи заявления о принятии на учет в рамках подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2014-2020 годы. Вывод суда об обязании ответчика предоставить истцу жилье преждевременен, права истца не нарушены. Удовлетворяя исковые требования по внеочередному предоставлению жилья, отмененному с 01.01.2013, а не согласно списку, суд нарушил права неограниченного круга лиц, включенных в список ранее истца. Для исполнения решения необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилья.
В возражениях прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения, полагая изложенные в ней доводы необоснованными.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о месте, дате и времени рассмотрения дела.
Выслушав прокурора,зучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив решение суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список).
В список включаются лица, достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
При этом ч.2 ст.4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 установлено, что действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Фрайнт И.А., ДД.ММ.ГГ года рождения относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГ зарегистрирована в "адрес"2.
Родители Фрайнт И.А. лишены родительских прав решениями Ключевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ и Славгородского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.
Постановлением администрации г.Славгорода Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** опекуном Фрайнт И.А. назначена ФИО1
По информации Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, сведения о Фрайнт И.А. включены в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по дате подачи заявления ( ДД.ММ.ГГ).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГ Фрайнт И.А. обучается на 4 курсе на очной дневной форме в КГБПОУ "Славгородский педагогический колледж", обучение заканчивается ДД.ММ.ГГ.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" филиал по Алтайскому краю, информация о принадлежности объектов недвижимости Фрайнт И.А. на ДД.ММ.ГГ отсутствует.
На дату вынесения решения суда жилое помещение истцу не предоставлено, право на обеспечение жилым помещением не реализовано, что стороной ответчика не оспаривается.
Суд первой инстанции, установив нарушение права истца Фрайнт И.А. на обеспечение жилым помещением, исковые требования удовлетворил, указал, что Фрайнт И.А., как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения пригодного для проживания, либо иным способом реализовавшего свое право на получение жилого помещения, подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым в настоящее неправомерно не обеспечена.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, как основанными на законе и подтвержденными материалами дела.
В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Исходя из того, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, включена в список подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, однако жильем не обеспечена, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно п.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу п.п. "ж", "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как и другие нормы указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Положения, содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" о том, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не устанавливает положения о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений соответствующей категории граждан в соответствии с какой-либо очередностью.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, свидетельствует лишь о наличии предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Исходя из анализа положений Федерального закона N159-ФЗ, Закона Алтайского края от 31.12.2004 N72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.).
При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопреки доводам жалобы, не поставлена в зависимость от очередности, наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения.
Довод жалобы, что суд безмотивно отказал в установлении срока исполнения решения, не могут служить основанием к изменению решения, поскольку, учитывая приведенные выше положения закона и нарушение прав истца, какой-либо необходимости в этом не имеется.
Определяя площадь подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, суд исходил из положений ст.8 Закона Алтайского края N136-ЗС, согласно которой норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования устанавливается в размере 33 кв. м общей площади. Внесены изменения в закон Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", устанавливающие размер жилой площади, подлежащей предоставлению одиноко проживающему гражданину, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв. м.
В соответствии со ст.9 Закона Алтайского края N136-ЗС жилое помещение подлежит предоставлению в границах муниципального образования по месту жительства гражданина, в данном случае "адрес" Алтайского края.
Доводы жалобы в целом аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 8 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края- без удовлетворения.
Председательствующий: Л.А. Науменко
Судьи: А.В. Арбачакова
Л.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.