Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 23 мая 2016 года по делу по иску М.В., О.В., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Д.М., Е.М, к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула об оспаривании приказа, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском, ссылаясь на то, что приказом ответчика от ДД.ММ.ГГ семье Ушакова М.В. отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указано, что с целью участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2021 гг." М.В. обратился с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Приказом КЖКХ г. Барнаула в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях заявителю отказано на том основании, что до ДД.ММ.ГГ обеспеченность суммарной общей площадью жилых помещений на одного члена его семьи составляла более учетной нормы.
С приказом истцы не согласны, ссылаются на следующие доводы. Основанием для издания приказа послужило то, что М.В. являлся членом семьи собственника (отца Ушакова В.М.) жилого дома по адресу: "адрес", общей площадью 276,3 кв.м. и супруга истца О.В., зарегистрированная по адресу: "адрес", является собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру, общей площадью 45,7 кв.м., расположенной по адресу: "адрес" принадлежащей на праве собственности ее матери Г.П., в которой на каждого члена семьи приходится по 15,233 кв.м. общей площади жилого помещения.
Семья истца состоит из него, супруги О.В. и двух малолетних детей - Д.М., 2013 года рождения и Е.М,, 2015 года рождения.
Истец М.В. не является собственником либо членом семьи собственников жилых помещений (либо его доли) по адресам: "адрес" и "адрес".
Наличие у О.В. 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: "адрес" не соответствует учетной норме.
М.В. не ведет с родителями общего хозяйства с июня 2013 года. В настоящее время М.В. с супругой и детьми проживает в квартире по адресу: "адрес". В данном жилом помещении фактически проживают две семьи - семья А.Н. ( А.Н. и Скоробогатов Александр) и семья М.В. ( М.В., О.В., Д.М., Е.М,). Данное жилое помещение принадлежит З.М. и А.Н. На одного члена семьи истца приходится 8 кв.м., то есть менее учетной нормы.
Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления. Основанием признания нуждающимися является обеспеченность жилыми помещениями на одного члена семьи менее учетной нормы, в г. Барнауле учетная норма составляет 12 кв.м. (ст. 53 Жилищного кодекса РФ, решение Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N 294 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения в городе Барнауле").
На основании положений ст. 12 Гражданского кодекса РФ просят признать незаконным решение Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении молодой семье М.В. и обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула признать молодую семью М.В. в составе 4 человек нуждающейся в жилом помещении.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 23 мая 2016 года исковые требования удовлетворены в части. Признан незаконным приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении молодой семье М.В ... Возложена обязанность на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула повторно рассмотреть вопрос о признании нуждающейся в жилом помещении молодой семье М.В ... В остальной части в удовлетворении требований отказано. Взысканы с Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула в пользу М.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что вывод суда об отсутствии у истцов намерения ухудшить свои жилищные условия в связи с переездом на иное место жительства, является необоснованным. При оценке нуждаемости подлежала учету ? доля О.В. на квартиру по адресу: "адрес" площадью 45,7 кв.м. Обеспеченность суммарной общей площадью данных жилых помещений на одного члена семьи до ДД.ММ.ГГ составляла более учетной нормы 12 кв.м.
В письменных возражениях истцы просят оставить жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истцы возражали против удовлетворения жалобы.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).
В силу ч.1 ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч.2. ст.52 ЖК РФ).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (ч.3. ст.52 ЖК РФ).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (ч.4 ст.52 ЖК РФ).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (ч.5 ст.52 ЖК РФ).
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст.53 ЖК РФ).
Как установлено ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч.2. ст.54 ЖК РФ).
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке (ч.3. ст.54 ЖК РФ).
Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принятие решений о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Положением о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 N 694, относится к полномочиям указанного органа.
Согласно п. п. 1 п. 1 Решения Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 года N 294 (ред. от 19.02.2009) "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле", учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет не более 12 кв. метров общей площади на одного члена семьи.
Исходя из смысла ст.53 ЖК РФ, и принимая во внимание положения п.3 ст.10 ГК РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного намеренного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, т.е. действия, выходящие за рамки разумного и добросовестного осуществления прав участниками гражданских правоотношений.
Указанная позиция неоднократно высказывалась в определениях Конституционного Суда РФ, Верховного Суда Российской Федерации (определения от 19.04.2007 N 258-О-О, от 11.03.2014 N 5-КГ14-3, от 24.12.2013 N 207-КГ13-7).
Судом первой инстанции по данному делу правильно применены указанные нормы материального права, верно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ М.В. обратился с заявлением на имя председателя КЖКХ г. Барнаула о признании его семьи, с составом 4 человека - истец, супруга О.В., дети Д.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, Е.М,, ДД.ММ.ГГ года рождения, нуждающейся в жилых помещениях, для включения в число участников целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы", представив пакет документов.
Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении молодой семье М.В. отказано. В обоснование указано, что заявитель М.В. до ДД.ММ.ГГ проживал в качестве члена семьи собственника жилого дома общей площадью 276,3 кв.м. расположенного по адресу: "адрес", супруга заявителя О.В. является собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: "адрес", общей площадью 45,7 кв.м., обеспеченность суммарной общей площадью жилых помещений на 1 члена семьи до ДД.ММ.ГГ составляла более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N 294.
Таким образом, из содержания оспариваемого приказа следует, что отказ в постановке на учет основан на том, что истцами совершены действия по намеренному ухудшению жилищных условий, поскольку до ДД.ММ.ГГ семья была обеспечена жилыми помещениями более учетной нормы.
Вышеуказанный состав семьи М.В. следует из искового заявления, свидетельства о браке, свидетельств о рождении детей, сторонами не оспаривается.
Согласно выписке из домовой книги по адресу: "адрес" М.В. и члены его семьи зарегистрированы в данной квартире по месту жительства с ДД.ММ.ГГ, за исключением Е.М,, ДД.ММ.ГГ года рождения, которая зарегистрирована с ДД.ММ.ГГ. Кроме того, в данном жилом помещении зарегистрированы З.М., Скоробогатова (Пичкулянт) А.Н. и А.М.
Данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности З.М. (2/3 доли), Пичкулянт (Скоробогатовой А.Н.) - 1/3 доли, что подтверждается свидетельствами о регистрации права серии ***.
В соответствии с выписками из ЕГРП от ДД.ММ.ГГ и справками Барнаульского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ М.В., Д.М., Е.М, не имеют в собственности жилых помещений.
О.В. принадлежит 1/3 доля в праве собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: "адрес", площадью 45,7 кв.м., что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГ, выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГ и справкой Новоалтайского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ.
По 1/3 доли в праве собственности принадлежит также ее матери Г.П. и сестре Е.В. (свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ).
Согласно выписке из домовой книги по адресу: "адрес" в данном жилом помещении зарегистрированы Г.П., А.С., Т.А., Е.В., А.А., В.А. и О.В.
О.В. снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГ.
М.В. до ДД.ММ.ГГ был зарегистрирован по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из домовой книги по указанному адресу.
Жилой дом по указанному адресу принадлежит Ушакову В.М. (отцу заявителя), что подтверждается свидетельством о регистрации права серии ***.
Таким образом, согласно исковому заявлению и представленным документам с момента регистрации брака (июнь 2013 года) М.В. и О.В. проживали в доме отца М.В. - Ушакова В.М. по адресу: "адрес", выехали из указанного жилого помещения и стали проживать в квартире по адресу: "адрес". О.В. в квартире по адресу: "адрес" не проживает длительное время.
Из показаний допрошенного судом первой инстанции свидетеля З.М. следует, что семья М.В. проживает у нее в квартире по адресу: "адрес" около двух лет. Свидетель проживает по другому адресу с сожителем. До переезда в квартиру семья М.В. проживала в доме у родителей М.В. по адресу: "адрес". В квартире по адресу: "адрес" так же проживает ее дочь с мужем ( А.Н., А.М.) в одной комнате, в другой комнате живет семья М.В.
Свидетель Ушаков В.М. показал, что М.В. приходится ему сыном. Сын с семьей около двух лет проживают в квартире по адресу: "адрес", которая принадлежит его сестре. Также в данной квартире проживает дочь сестры Пичкулянт (Скоробогатова А.Н.) и ее муж А.М. Ранее сын М.В. проживал со своей семье в его доме по адресу: "адрес". В доме проживали как разные семьи, имели свои доходы. Выехали в связи с конфликтными отношениями между матерью М.В. и его супругой Пичкулянт (Ушаковой) О.В.
Как верно указал в решении суд первой, добросовестность поведения истцов, наличие в их действиях умысла, направленного на ухудшение жилищных условий, что является препятствием для признания нуждающимся в жилом помещении, подлежит оценке судом с учетом фактических обстоятельств дела.
При установленных судом обстоятельствах, из которых следует, что до указанной в приказе даты - ДД.ММ.ГГ истцы проживали в жилом помещении, принадлежащем отцу истца Ушакова, право пользования данным жилым помещением зависит от волеизъявления собственника, членами семьи указанного собственника истцы не являлись, поскольку ими создана собственная семья, оснований для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий в связи с переездом на иное место жительства не имеется.
Таким образом, при оценке нуждаемости в жилых помещениях подлежала учету только 1/3 доля О.В. в праве собственности на квартиру по адресу: "адрес" общей площадью 45,7 кв.м. Исходя из состава семьи М.В. и общей площади жилого помещения, приходящейся на долю О.В. в праве собственности на данное жилое помещение, обеспеченность жилыми помещениями составляет менее учетной нормы, установленной на территории г. Барнаула.
В связи с чем, у ответчика отсутствовали основания для отказа в постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
С учетом изложенного, доводы жалобы основаны на неверном толковании материального закона, а потому, каких-либо оснований для отмены или изменения решения, по доводам жалобы, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 23 мая 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.