Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.,
судей Варнавского В.М., Кавуновой В.В.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение "адрес" суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску прокурора "адрес" в интересах Б.С.Ю. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" в интересах Б.С.Ю. обратился в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В исковом заявлении указал, что Б.С.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, его родители умерли (мать Б.Т.А. - ДД.ММ.ГГ, отец Б.Ю.Н. - ДД.ММ.ГГ).
В ДД.ММ.ГГ. Б.С.Ю. окончил КГОУ НПО "Профессиональное училище ***", после чего проживал по адресу: "адрес"
Б.С.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в том числе, в соответствии со ст. 8 закона на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Однако, до настоящего времени Б.С.Ю. жилым помещением не обеспечен. Жилых помещений в собственности Б.С.Ю. не имеет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать за Б.С.Ю. право на обеспечение жилым помещением, возложить на ответчика обязанность предоставить Б.С.Ю. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м., а если оно представляет собой однокомнатную квартиру, общей площадью не менее 28 кв.м.
Решением "адрес" суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность предоставить Б.С.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования "адрес" "адрес", отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру, общей площадью не менее 28 кв.м.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права и процессуального права, выразившееся в неверном толковании закона и неприменении закона, подлежащего применению.
В обоснование жалобы указывает, что Б.С.Ю. к ответчику с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не обращался, сведения о нем в списке отсутствуют. Органы местного самоуправления учетное дело Б.С.Ю. ответчику не направляли, так как истец не признан нуждающимся в жилом помещении и на учете в органах местного самоуправления не состоял, с личным заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении в возрасте от 18 до 23 лет не обращался.
Поскольку Б.С.Ю. 23 года исполнилось ДД.ММ.ГГ, то право на меры социальной поддержки возникли у него на основании законодательства, действовавшего до ДД.ММ.ГГ.
Также указывает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на социальную поддержку только до достижения возраста 23 лет, а истец до достижения указанного возраста предусмотренной мерой социальной поддержки не воспользовался, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не встал, каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения для постановки на учет не представил, в связи с чем утратил право на получение мер социальной поддержки для указанной категории лиц.
Определенный законодателем срок реализации указанной категорией граждан жилищных прав ограничен возрастом 18-23 года. При этом, указанный срок является пресекательным и не относится к сроку исковой давности либо иному сроку, подлежащему восстановлению.
Учитывая, что обращение истца с заявлением имело место по прошествии длительного времени после достижения 18 лет (в 33 года), вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований является неверным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Б.С.Ю., процессуальный истец просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 1,3 п. 1, п.п. 3, 7, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ, как и другие нормы указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Б.С.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Родители Б.С.Ю. умерли: отец Б.Ю.Н. - ДД.ММ.ГГ, мать Б.Т.А. - ДД.ММ.ГГ.
Согласно информации Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ сведения о Б.С.Ю. включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по дате подачи Б.С.Ю. заявления о включении его в указанный список по "адрес" - ДД.ММ.ГГ, номер в списке - ***
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по "адрес", сведения о принадлежности Б.С.Ю. объектов недвижимости отсутствуют.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, отказав в требовании о признании за Б.С.Ю. права на обеспечение жилым помещением, поскольку данное право истца никем не оспаривается. При этом суд исходил из того, что Б.С.Ю., имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учел отсутствие у него в собственности жилых помещений, и принял во внимание, что Б.С.Ю. проживает в "адрес", жилым помещением не обеспечен.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается как с основанными на верном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит бездоказательными и противоречащими материалам дела.
Так, вопреки доводам жалобы, Б.С.Ю. состоит на учете как лицо, нуждающееся в жилом помещении, относящееся к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждено указанной выше информацией Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, согласно которой Б.С.Ю. подал заявление о включении его в список ДД.ММ.ГГ, из чего следует признание за Б.С.Ю. возникновения у него права на обеспечение жилым помещением. Кроме того, из указанной информации следует, что на момент подачи заявления Б.С.Ю. исполнилось 19 лет.
В этой связи противоречащими материалам дела являются доводы жалобы о том, что с заявлением о включении в список истец обратился в 33 года, а также о том, что Б.С.Ю. 23 года исполнилось ДД.ММ.ГГ, поскольку согласно копии паспорта дата рождения Б.С.Ю. ДД.ММ.ГГ.
Кроме того, подав заявление о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Б.С.Ю. реализовал свое право, предусмотренное ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в рамках требований и в сроки установленный данной нормой.
Поскольку Б.С.Ю. срок на подачу заявления о включении его в список пропущен не был, доводы жалобы о непредставлении истцом доказательств уважительности пропуска такого срока судебной коллегией признаются несостоятельными.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 57, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал надлежащую правовую оценку доказательствам по делу, а также верно применил закон, подлежащий применению, в связи с чем постановленное им решение является законным и обоснованным, в следствие чего - не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Топоров А.А. Дело N 33-9519/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
31 августа 2016 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.,
судей Варнавского В.М., Кавуновой В.В.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение "адрес" суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску прокурора "адрес" в интересах Б.С.Ю. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.