Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Бурмитских А.А. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 08 июня 2016 года по делу
по иску Бурмитских А.А. к Администрации города Рубцовска Алтайского края об оспаривании решения об исключении из списка граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бурмитских А.А. обратился в суд с иском к администрации города Рубцовска Алтайского края в лице жилищного комитета об оспаривании решения об исключении из списка граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований указал, что является участников боевых действий и пользуется льготами, предусмотренными п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах". Согласно ст. 16 указанного законами ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В 2002 году Бурмитских А.А. встал на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. В октябре 2015 года, на жилищный комитет Администрации г.Рубцовска уведомил истца, что на постановления N 4278 от 28.09.2015 Бурмитских А.А. исключен из списка очередности по улучшению жилищных условий, причем какие-либо основания для исключения его в этом уведомлении не указаны.
Истец считает данные действия незаконными и нарушающими его права, поскольку исходя из норм ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" ему должно жилье предоставляться в собственность, либо выплачиваться денежные средства для приобретения жилья в собственность. Какого-либо жилья в собственности у него не было, и нет, в связи с чем, Бурмитских А.А. полагает, что действия по исключению его из списка нуждающихся на улучшение жилищных условий незаконны. В связи с чем, истец просил признать недействительными уведомление исх. 838 от ДД.ММ.ГГ жилищного комитета Администрации "адрес" и постановление Администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ, обязать восстановить его в списке очередности граждан состоящих на учете по улучшению жилищных условий.
В ходе рассмотрения дела истец Бурмитских А.А. уточнил исковые требования, просил восстановить срок на признание недействительными уведомления исх. 838 от ДД.ММ.ГГ жилищного комитета Администрации "адрес" и постановления Администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ, предъявления требования о восстановлении его в списке очередности граждан состоящих на учете по улучшению жилищных условий; признать недействительными уведомление исх. 838 от ДД.ММ.ГГ жилищного комитета Администрации "адрес" и постановление Администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ, обязать восстановить его в списке очередности граждан состоящих на учете по улучшению жилищных условий.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 08 июня 2016 года Бурмитских А.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, полагая, что поскольку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий поставлен до 01.01.2005, то применение судом к спорным правоотношениям положений Жилищного кодекса Российской Федерации необосновано. В оспариваемом постановлении отсутствуют указания на основания для снятия истца с учета со ссылкой на обеспеченность жилым помещением, поэтому такое постановление является незаконным.
В судебном заседании истец Бурмитских А.А., его представитель Догиль А.М. поддержали доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав истца, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является ветераном боевых действий, с ДД.ММ.ГГ состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
При перерегистрации истцом были представлены документы, согласно которым Бурмитских А.А. с ДД.ММ.ГГ проживает в жилом помещении по пер. Гражданскому, 54-14 (общая площадь 59,13 кв.м., жилая площадь 43,63 кв.м.), собственником которого является Бурмитских Р.Ю., всего в квартире проживает 3 человека (Бурмитских А.А. - муж, Бурмитских Р.Ю. - жена, Бурмитских А.А. - дочь).
Согласно брачному контракту от ДД.ММ.ГГ между супругами Бурмитских, за Бурмитских Р.Ю. значится данное жилое помещение, которое является раздельной собственностью, как во время брака, так и в случае его расторжения.
В связи с обеспеченностью жилой площадью Бурмитских А.А. свыше установленной нормы площади жилого помещения, приходящегося на одного человека, последний, на основании постановления Администрации города Рубцовска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, исключен из списков очередности граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Разрешая спор по существу, руководствуясь нормами действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, исходя из того, что истец правомерно исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечен жилой площадью, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ветераны боевых действий обеспечиваются жилыми помещениями при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоят на учете в качестве таковых.
В соответствии с ч. ч. 1, 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Этим категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании ст. 1 Закона Алтайского края от 14.09.2006 N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления), определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - государственные полномочия).
Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями в отношении следующих категорий граждан:
1) граждане, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года;
Статьей 2 указанного Закона Алтайского края установлено, что предоставление мер социальной поддержки гражданам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в форме субсидий.
Предоставление гражданам субсидий осуществляется по их выбору:
1) на приобретение жилого помещения (доли жилого помещения), пригодного для проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается жилое помещение;
2) на строительство индивидуального жилого дома;
3) на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Статьей 3 названного закона определены полномочия органов местного самоуправления, в том числе по ведению в установленном порядке учета граждан, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Закона, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; предоставлению в установленном порядке гражданам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Закона, субсидии для приобретения (строительства) жилья; распоряжению переданными им финансовыми средствами;
В соответствии с п. 7 Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 06.10.2006 N 407) - (далее - Положение) органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, указанных в части 2 статьи 1 закона Алтайского края "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в части, не урегулированной настоящим Положением, в порядке, установленном законом Алтайского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что формирование списков граждан - получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления, в которых эти граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 10 Положения перерегистрация проводится ежегодно, в период с 1 октября по 30 ноября. Граждане должны быть проинформированы о времени прохождения перерегистрации не позднее чем за две недели до ее начала в порядке, установленном органом местного самоуправления.
Статья 11 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" предусмотрено, что граждане снимаются с учета по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Решение о снятии с учета принимается органом местного самоуправления, на основании решения которого гражданин был принят на учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения. В решении органа местного самоуправления должно быть указано основание снятия с учета, предусмотренное законодательством.
Решение о снятии с учета выдается или направляется гражданину, в отношении которого оно принято, не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что в меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, предоставляются только лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом, лица поставленные на соответствующий учет, снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации.
Как правильно указано судом, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 27.11.2006 N 441 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" утверждена учетная норма площади (минимального размера) жилого помещения в городе Рубцовске - 12 кв. м общей площади.
Таким образом, поскольку истец является членом семьи собственника жилого помещения, обеспечен жилым помещением сверх учетной нормы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что снятие его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий основано на законе, поэтому правомерно оставил исковые требования без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норма материального права, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Вопреки указанным доводам, положения ст. 23.2 Закона "О ветеранах" определяют порядок представления мер социальной поддержки именно лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, то есть предоставление мер социальной поддержки зависит от нуждаемости в них гражданина. Отсутствие такого признака как нуждаемость в улучшении жилищных условий, лишает лицо права на получение такой меры социальной поддержки. Поскольку понятие нуждаемости определено Жилищным кодексом Российской Федерации, основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий определяются данным кодексом, суд правомерно применил к спорым правоотношениям в том числе указанный закон.
Иных доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Бурмитских А.А. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 08 июня 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.