Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 17 июня 2016 года по делу
по иску Гензе Е.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края о возложении обязанности включить должность в списки на досрочное назначение пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гензе Е.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Барнауле о возложении обязанности включить должность в списки на досрочное назначение пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что состоит в трудовых отношениях с ФКУ ИК-3 УФСИН России по АК в должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования учебно - производственного участка паросилового хозяйства с ДД.ММ.ГГ.
В целях реализации льготы по особым условиям труда ФКУ ИК-3 УФСИН России по АК ежеквартально предоставляют отчет в ОПФ России по АК перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии. Учреждением в ОПФР по АК был направлен отчет о работниках занятых на работах с осужденными, в том числе должности: слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике - 1ед.
Отделением ПФР по АК по результатам документальной проверки достоверности индивидуальных сведений за 2014 год из перечня рабочих мест и поименного списка на основании отчета о проведении специальной оценки труда и оценки условий труда были исключены должности, в том числе должность слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования, что является незаконным.
При изложенных обстоятельствах с учетом уточнения истец просил суда признать незаконными действия ответчика по исключению должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования учебно-производственного участка паросилового хозяйства федерального казенного учреждения "Исправительная колония *** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" из Перечня рабочих мест и поименного списка учреждения; обязать ответчика включить в списки к перечню рабочих мест, наименование профессий и должностей, занятость на которых, дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии работников федерального казенного учреждения "Исправительная колония *** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" должность слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования учебно - производственного участка паросилового хозяйства с ДД.ММ.ГГ и восстановить в поименном списке.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 17 июня 2016 года исковые требования Гензе Е.В. удовлетворены.
Судом постановлено признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края в принятии отчета ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю за 2015 г. с включенным в Перечень рабочих мест, профессий и должностей должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования.
Возложить обязанность на Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края скорректировать Перечень рабочих мест, профессий и должностей ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю за 2015 г., занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включив должность слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края в пользу Гензе Е.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, полагая необоснованным вывод суда об отказе Управления в принятии отчета ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю за 2015 год, поскольку фактически такого решения не принималось, дано разъяснение об отсутствии у работника права на досрочное назначение пенсии по старости. Перечень рабочих мест, представленный исправительным учреждением, не содержал должности, которую занимает истец. Занимаемой истцом должности по результатам проведения специальной оценки условий труда установлен второй класс, что относится к допустимым условиям труда, соответственно, право на досрочное назначение пенсии у последнего отсутствует. Оценка пенсионных прав истца не производилась ввиду недостижения им пенсионного возраста. Истец и его работодатель не лишены возможности обжаловать результаты оценки условий труда. Обязанность по предоставлению сведений о стаже работника лежит на работодателе. Корректировка таких сведений в обязанности ответчика не входит.
В письменном отзыве истец просил оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчика Жудина О.П., Наумова А.В. поддержали доводы жалобы. Истец, представитель третьего лица Блинов Р.В. полагали жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей ответчиков, истца, представителя третьего лица, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец состоит в трудовых отношениях с ФКУ ИК-3 УФСИН России по АК в должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования учебно - производственного участка паросилового хозяйства с ДД.ММ.ГГ.
В целях реализации льготы по особым условиям труда ФКУ ИК-3 УФСИН России по АК ежеквартально предоставляло отчет в ОПФ России по АК перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии. Учреждением в ОПФР по АК был направлен отчет о работниках занятых на работах с осужденными, в том числе должности: слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике - 1ед.
Отделением ПФР по АК по результатам документальной проверки достоверности индивидуальных сведений проведенной по заявлению страхователя ДД.ММ.ГГ профессия слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования с ДД.ММ.ГГ исключена из перечня рабочих мест ФКУ ИК - 3УФСИМН России по Алтайскому краю.
Полагая такие действия ответчика незаконными, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, руководствуясь нормами действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения, исходя из того, что занимаемая истцом должность и работы связанны с занятостью на работах с осужденными, то есть с особыми условиями, дают ему право на досрочное назначение пенсии по старости на основании специального законодательства, а идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов в отношении таких работников не осуществляется, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.
Согласно ст. 2 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В соответствии с п.17 п.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
В соответствии с ч. 6 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
На основании ст. 3 Федерального закона N 426 - ФЗ от 28.12.2013 "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Положения ст. 11 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ устанавливают, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, страхователь представляет ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Согласно п.п. 1.2.3 ч. 1.2 ст. 13 Федерального закона N 426 - ФЗ от 28.12.2013 "О специальной оценке условий труда" в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:
1) физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);
2) химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;
3) биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.
2. В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:
1) тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника;
2) напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.
Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.10.2015 N 15-1/ООГ-5597 разъяснено, что в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда безотлагательное специальной оценке условий труда подлежат следующие рабочие места, на которых ранее не проводилась аттестация рабочих мест либо истек срок действия ее результатов: работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно ст. 10 Федерального закона N 426 - ФЗ от 28.12.2013 "О специальной оценке условий труда" под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.6 ст. 10 Федерального закона N 426 - ФЗ от 28.12.2013 "О специальной оценке условий труда" идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
не осуществляется в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Положения ст. 36 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" определяют, что в связи с особыми условиями труда рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, пенсия устанавливается на льготных условиях. Список таких работ, профессий и должностей установлен Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 85 "Об утверждении Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда". В него входят все рабочие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что специальная оценка условий труда не должна осуществляться в отношении тех должностей, которые на основании норм специального законодательства наделяет лиц, осуществляющих трудовую деятельность по таким должностям, правом на досрочное назначение пенсии.
Как правильно указано судом, право истца на назначение досрочной трудовой пенсии возникло у него на основании специального закона, Постановления Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 85 "Об утверждении Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда", которым установлено, что право на пенсионное обеспечение на льготных условиях имеют все рабочие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждаются обстоятельства того, что занимаемая истцом должность связана с работой с осужденными.
Таким образом, суд правомерно указал, что должность истца должна быть включена в список должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии, так как материалами дела достоверно установлено, что истец работает с осужденными, условия труда вредные или опасные признаются без проведения идентификации с учетом того, что профессия включена в списки на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Доводы жалобы о том, что занимаемая истцом должность не наделяет его правом на досрочное назначение трудовой пенсии опровергаются вышеизложенным, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Ссылка на то, что ФКУ не было отказано в принятии отчета, судебной коллегией отклоняется. Из содержания ответа Управления следует, что перечисленные в нем должности в том числе слесарь по ремонту и эксплуатации газового оборудования, должны быть исключены из перечня должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии.
Указывая на данные обстоятельства в своем ответе, Пенсионный фонд фактически произвел оценку пенсионных прав истца, поэтому доводы жалобы об обратном судебной коллегией во внимание не принимаются.
Доводы, указывающие на обязанность по предоставлению сведений о стаже работника работодателем основанием для отмены решения не являются, поскольку такие сведения были предоставлены работодателем, однако, как указано выше, некоторые должности, в том числе и занимаемая истцом, были ответчиком исключены из перечня.
Более того, как пояснил в судебном заседании от ДД.ММ.ГГ представитель ответчика, если бы работодатель подал список и не стал исключать должность истца, то Пенсионный фонд не принял бы такой список (л.д. 121).
Сведения в Пенсионный фонд о должностях представлены работодателем на основании проведенной оценки условий труда, однако, такая оценка производиться не должна, что прямо предусмотрено законом.
Иных доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 17 июня 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.