Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Явкиной М.А.
судей Рудь Е.П., Сачкова А.Н.
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Черкашиной Г.А. на решение Бийского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по иску Черкашиной Г. А. к Акционерному обществу "Тинькофф Банк" об истребовании документов,
Заслушав доклад судьи Явкиной М.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Черкашина Г.А. обратилась в суд с иском к Акционерному обществу "Тинькофф Банк" об истребовании документов. Просила обязать ответчика предоставить копии документов по кредитному делу, а именно: копию договора *** от ДД.ММ.ГГ на выпуск кредитной карты; копию приложений к договору *** от 14.11.2014г. на выпуск кредитной карты; копию графика платежей, расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения договора от ДД.ММ.ГГ на момент подачи искового заявления в суд.
В обоснование требований ссылалась на то, что между ней и АО "Тинькофф Банк" был заключен договор *** от ДД.ММ.ГГ на выпуск кредитной карты. По условиям данного договора кредитор открыл текущий счет в рублях и обязался осуществлять ее обслуживание. Истец же в свою очередь обязался возвратить кредитору полученные денежные средства и выплатить проценты за их пользование на условиях, указанных в договоре.
В связи с начислением незаконных платежей, она как потребитель не обладает полной и достоверной информацией по кредитному договору. У нее не имеется никаких документов для перерасчета ранее уплаченных денежных средств.
ДД.ММ.ГГ в АО "Тинькофф Банк" была направлена претензия об истребовании копий документов по кредитному делу заемщика, однако ответа на претензию не получено. Указанная информация должна быть предоставлена ей бесплатно.
Полагает, что банком были нарушены положения статьи 26 "О банках и банковской деятельности" справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией самим клиентам и иным указанным в законе специальным субъектам. Поскольку ответчик является банком, то к отношениям сторон, возникшим из кредитного договора, стоит применять положения ФЗ "О защите прав потребителей".
Полагает, что ей как потребителю банковских услуг и клиенту банка, в силу прямого указания закона, должна быть предоставлена информация о состоянии лицевого счета, не предоставление должно расцениваться как нарушение потребительских прав. Недостаточность и труднодоступность предоставления информации кредитором о кредите, порядке возврата кредита, очередности списания денежных средств с лицевого счета заемщика является грубым нарушением действующего законодательства.
Решением Бийского районного суда от ДД.ММ.ГГ Черкашиной Г.А. в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе Черкашина Г.А. просит отменить решение как незаконное и необоснованное, истребовать запрашиваемые документы у банка, ссылается на те же обстоятельства, что и в обоснование заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к выводу о недоказанности со стороны истца факта нарушения ее прав, как потребителя банковских услуг, со стороны ответчика и наступления неблагоприятных последствий.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец, ссылалась на то, что она обратилась в адрес ответчика с претензией, в которой просила предоставить копии документов.
Однако доказательств, с достоверностью подтверждающих то, что вышеуказанная претензия была направлена ответчику, в материалы дела не представлено.
Приложенная к иску копия перечня почтовых отправлений ООО "Эскалат" к различным банкам, включая ответчика, которая надлежащим образом не заверена, не может быть принята как доказательство направления именно претензии истца, вытекающей из правоотношений сторон кредитного договора *** от ДД.ММ.ГГ и с требованиями Черкашиной Г.А.
В силу п.1, 2 ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Согласно ч.1, 4 ст. 26 от ДД.ММ.ГГ *** Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Таким образом, необходимым условием обеспечения сохранности и гарантии банковской тайны Банк в целях защиты банковской тайны обязан проверить и идентифицировать поданные в Банк заявления. Поэтому направление претензии о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, почтой не позволяет идентифицировать заявителя.
Имеющаяся в материалах дела претензия, адресованная к ответчику, подписана лично Черкашиной Г.А. В приложении к претензии указано о направлении вместе с ней только копии паспорта.
Однако направление такого требования почтовым отправлением не дает банку возможности идентифицировать и установить личность клиента в соответствии с действующим законодательством, а также полномочия на получение запрашиваемой информации.
Поскольку доказательств, подтверждающих личное обращение истца в банк за выдачей выписки по лицевому счету, истцом не представлено, доводы истца о нарушении ее прав потребителя по причине не предоставления информации Банком, являются необоснованными.
Необходимая и достоверная информации по оказываемой финансовой услуге (предоставлении кредита), обязательность предоставления которой установлена ст. 10 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О защите прав потребителей", может быть получена истцом при обращении им с соответствующим заявлением в любое отделения Банка.
Доказательств тому, что при личном обращении истца или обращении его представителя Банк уклонился от предоставления документов, представлено не было.
Довод жалобы о том, что в силу прямого закона истцу должна быть предоставлена информация, не может быть принят во внимание, так как доказательств тому, что право истца на получение информации, предусмотренное ст. 10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О защите прав потребителей", нарушено ответчиком, истцом не представлено.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу истца Черкашиной Г.А. на решение Бийского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.