Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Титовой В.В., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Ждановой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального образования Садовый сельсовет Третьяковского района Алтайского края в лице Администрации Садового сельсовета Третьяковского района Алтайского края об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности
по апелляционной жалобе Муниципального образования Садовый сельсовет Третьяковского района Алтайского края в лице Администрации Садового сельсовета Третьяковского района Алтайского края на решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 6 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
установила:
муниципальное образование Садовый сельсовет Третьяковского района Алтайского края в лице Администрации Садового сельсовета Третьяковского района Алтайского края обратилось с административным иском к государственному регистратору Змеиногорского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю В. о признании отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером *** площадью "данные изъяты" кв.м, местоположение: "адрес", - категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, незаконным, возложении обязанности зарегистрировать право собственности муниципального образования на земельный участок.
В обоснование требований указано, что отказ в государственной регистрации права собственности нарушает право муниципального образования на приобретение земельного участка в собственность при разграничении государственной собственности на землю. Актом органа местного самоуправления, подтверждающим передачу земельного участка Садовому сельскому Совету народных депутатов, является постановление от 30.12.1992 N 265 "О проекте внутрихозяйственного землеустройства (перераспределения земель) Третьяковского района" (пункт 2 постановления и приложение 2 к данному постановлению), представленное в качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации права собственности муниципального образования. Указанное постановление было издано в 1992 году в соответствии с действующим на тот момент законодательством, то есть отвечает требованиям к нему, предъявляемым постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404. Кроме того, государственным регистратором сделан неправомерный вывод о том, что до утверждения правил землепользования и застройки муниципальное образование не в праве оформить право собственности на земельный участок. Земельный участок, право собственности на который необходимо зарегистрировать, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет разращенное использование - для сельскохозяйственного производства, является сельскохозяйственными угодьями, расположен за пределами населенных пунктов, то есть относится к земельным участкам, на которые градостроительные регламенты согласно п.6 ст.36 Градостроительного кодекса РФ не распространяются. Правила использования указанного участка прямо регламентированы федеральным и региональным законодательством, и не могут быть изменены правовыми актами органов местного самоуправления, следовательно, его использование не может ставиться в зависимость от муниципального правового акта, которым являются правила землепользования и застройки. Споров относительно принадлежности указанного земельного участка между органами местного самоуправления Садового сельсовета и органами местного самоуправления Третьяковского района не имеется.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Росреестра по Алтайскому краю, Змеиногорский отдел Управления Росреестра по Алтайскому краю.
Решением Третьяковского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе муниципальное образование Садовый сельсовет Третьяковского района Алтайского края в лице Администрации Садового сельсовета Третьяковского района Алтайского края просит отменить решение, в обоснование приводит те же доводы, что и в административном исковом заявлении, полагая, что они не получили надлежащей оценки, кроме того, указывает, что на регистрацию были представлены кадастровый паспорт земельного участка, постановление от 30.12.1992 N 265 "О проекте внутрихозяйственного землеустройства (перераспределения земель) Третьяковского района". Судом необоснованно отклонен довод о том, что право собственности муниципального образования возникло в силу п.3 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", то есть при разграничении государственной собственности на землю, что предусмотрено ст.19 Земельного кодекса РФ. Кроме того, суду представлено свидетельство, выданное органом, уполномоченным выдавать документы о правах на землю, и подтверждающее владение земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования и факт государственной регистрации права на 1995 год. Кроме того, судом не дана оценка доводам административного истца о том, что отсутствие Правил землепользования и застройки не может являться основанием к отказу в регистрации права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, в судебное заседание не явились, об отложении не просили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав пояснения представителя Управления Росреестра по Алтайскому краю И., судебная коллегия приходи к выводу об отмене решения в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ).
Как следует из обстоятельств дела, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", 30.12.1992 Администрацией Третьяковского района Алтайского края издано постановление N 265 "О проекте внутрихозяйственного землеустройства (перераспределения земель) Третьяковского района", пунктом 2 которого за сельскими Советами народных депутатов с целью предоставления населению для развития личного подсобного хозяйства, сенокошения, пастьбы скота закреплено 11954га согласно приложению N 2. Из приложения N 2 следует, что Садовому сельскому Совету народных депутатов передано в ведение земли общей площадью 796га.
ДД.ММ.ГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером *** площадью *** кв.м, имеющий местоположение: "адрес", Садовый сельсовет, примерно в 600 м на северо-восток от п.Садовый, - категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Право собственности на указанный участок не зарегистрировано.
ДД.ММ.ГГ глава Администрации Садового сельсовета Третьяковского района Алтайского края обратился в Змеиногорский отдел Управления Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования Садовый сельсовет Третьяковского района Алтайского края на земельный участок площадью 970000 кв.м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, имеющий кадастровый номер ***, находящийся по адресу: "адрес", -, предоставив соответствующее заявление, а также постановление Администрации Третьяковского района Алтайского края от 30.12.1992 N 265 "О проекте внутрихозяйственного землеустройства (перераспределения земель) Третьяковского района".
Уведомлением от ДД.ММ.ГГ государственная регистрация на основании п.1 ст.18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" была приостановлена в связи с тем, что правоустанавливающий документ не содержит описание объекта и вида регистрируемого права, что является препятствием для проведения государственной регистрации; предложено предоставить правоустанавливающий документ, соответствующий требования п.1 ст.18 Федерального закона.
ДД.ММ.ГГ заявителем представлена справка, выданная администрацией Третьяковского района Алтайского края ДД.ММ.ГГ ***, подтверждающая, что земельный участок с кадастровым номером *** передан Садовому сельсовету Третьяковского района Алтайского края на основании постановления Администрации Третьяковского района Алтайского края от 30.12.1992 N 265 "О проекте внутрихозяйственного землеустройства (перераспределения земель) Третьяковского района".
ДД.ММ.ГГ государственным регистратором Змеиногорского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю В. принято решение (сообщение ***) об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок, в обоснование указано, что на официальном сайте Администрации Третьяковского района Алтайского края сведения об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования Садовый сельсовет Третьяковского района Алтайского края отсутствуют. В этой связи представленное в качестве правоустанавливающего документа постановление Администрации Третьяковского района Алтайского края от 30.12.1992 N 265 является не соответствующим требованиям п.1 ст.18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что является препятствием для проведения государственной регистрации.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в государственной регистрации права по указанным основаниям соответствует закону. Однако, судебная коллегия с таким выводом согласиться не может.
В соответствии с ч.4 ст.3 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент издания постановления от 30.12.1992 N 265, собственниками земли выступают: государство в лице РСФСР и республик, входящих в ее состав, граждане, колхозы, коллективы других кооперативных сельскохозяйственных предприятий и акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.
В соответствии с ч.1 ст.6 Земельного кодекса РСФСР государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности РСФСР и собственности республик, входящих в состав РСФСР, за исключением земель, переданных в собственность граждан, колхозов, коллективов других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", изданным в целях дальнейшего совершенствования земельных отношений, приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными участками было определено приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом (п.1); установлено, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам (п.2).
Во исполнение названного Указа Президента РФ 30.12.1992 Администрацией Третьяковского района Алтайского края издано постановление N 265 "О проекте внутрихозяйственного землеустройства (перераспределения земель) Третьяковского района".
Таким образом, государственная собственность на указанные земли не разграничена.
В соответствие с абз.3 п.3 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
В соответствии со ст.30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
В соответствии с п.п.1, 2 указанного перечня документами, необходимыми для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю являются:
заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним указаны в п.1 ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2015, действовавшая на момент вынесения оспариваемого решения) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ими в частности являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с абз.4 п.1 ст.20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Между тем, Администрацией Садового сельсовета Третьяковского района Алтайского края на государственную регистрацию было представлено вышеуказанное постановление Администрации Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ***, а также справка Администрации Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ***, кадастровый паспорт земельного участка, содержащий описание недвижимого имущества, мог быть получен в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В силу абз.3 п.3 ст.3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, ст.30.1 Федерального закона N 122-ФЗ при разграничении государственной собственности на землю возникает и подлежит государственной регистрации право собственности сельского поселения. Таким образом, представленные документы отражали информацию, необходимую для государственной регистрации права собственности, предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации не имелось, в связи с чем отказ в государственной регистрации права является незаконным.
Отсутствие у сельского поселения утвержденных правил землепользования и застройки препятствием для государственной регистрации права не является, поскольку наличие указанных правил не имеет значения при государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Так, регистрация права собственности при разграничении государственной собственности на землю регулируется ст.3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, ст.30.1 Федерального закона N 122-ФЗ, в которых на необходимость наличия правил землепользования и застройки не указано.
На правила землепользования и застройки указано в ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", регулирующей вопросы компетенции по распоряжению земельными участками. Таким образом, названная норма регулирует иные правоотношения. Однако, и названная норма допускает возможность распоряжения земельными участками в отсутствие правил землепользования и застройки, в этом случае право распоряжения принадлежит органу местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Спорный земельный участок расположен на межселенной территории.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а административное исковое заявление - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 6 июня 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление муниципального образования Садовый сельсовет Третьяковского района Алтайского края в лице Администрации Садового сельсовета Третьяковского района Алтайского края удовлетворить.
Признать незаконным отказ государственного регистратора Змеиногорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в государственной регистрации права собственности муниципального образования Садовый сельсовет Третьяковского района Алтайского края на земельный участок с кадастровым номером *** площадью "данные изъяты" кв.м, находящийся по адресу: "адрес"
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю зарегистрировать право собственности муниципального образования Садовый сельсовет Третьяковского района Алтайского края на земельный участок с кадастровым номером *** площадью "данные изъяты" кв.м, находящийся по адресу: "адрес"
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.